Цистерна-полуприцеп
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
1 >9219О7 (61) Дополнительное к авт..свид-ву .№ 850432 (51) М. Кл.
В 60 P 3/22
В 62 D 53/06 (22) Заявлено 18.08.80 (21) 2973564/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Геаударственный ноннтет
СССР (53) УДК 629.114..3 (088.8 ) пе денем нзовретеннй н открытий
Опубликовано 23.04.82. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 23.04.82
Ю. Н. даюмаи-Грек и В. В. Тафлер Г
1 :;
Производственное объединение «Ждановтяж аш>l (72) Авторы изобретения (71) Зая витель (54) ЦИСТЕРНА-ПО,ЛУПРИЦЕП
Изобретение относится к средствам для перевозок по автомобильным дорогам жидкостей, в том числе к автоцистернам и автотопливозаправщикам, и может быть использовано в автотранспортном машиностроении. ,.По основному авт. св. № 850432 известна цистерна-полуприцеп, содержащая корпус, разделенный перегородками с проемами на отсеки, при этом отсеки, расположенные над шкворневым устройством и ходовой тележкой, сообщены со смежными отсеками через проемы, выполненные в нижних частях перегородок цистерны, и через трубопроводы, связывающие наджидкостные пространства указанных и смежных им отсеков, при этом в частях указанных трубопроводов, размещен-. ных в соответствующих отсеках цистерны, выполнены распределенные по высоте отверстия, перекрываемые заглушками, а конец каждого трубопровода опущен до уровня упомянутого проема в перегородке.
Однако во время движения наполненной цистерны-полуприцепа в отсеках неизбежно волнение жидкости. При неблагоприятных условиях обуславливаемых рельефом дороги и характером движения (торможе2 ние, ускорение), это волнение может быть таким, что в какие-то моменты незаглушенные отверстия в трубах (обычно закрытых жидкостью) окажутся на короткое время отхлынувшей волны открытыми. Тогда воздух из отсека над шквористым устройством (или над ходовой тележкой) через эти отверстия по трубе и трубопроводу, связывающему наджидкостные пространства, проникает в смежную часть корпуса (ввиду разто ности давлений в наджидкостных пространствах) а вместо него в этот отсек через проем в перегородке у дна поступает жидкость. Результатом многократности такого волнения может быть повышение уровня жидкости в каком-либо из отсеков, и, как следствие, некоторое изменение распределения нагрузок на седло тягача и ходовую тележку.
Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации.
Поставленная цель. достигается тем, что
20 цистерна-полунрицеп снабжена вмонтированными в трубопроводы запорными органами, представляющими собой герметичные корпусы с размещенными в них эластичными рукавами, при этом полости указанных корпусов сообщены с наджидкостными
921907
Формула изобретения
50 з пространствами отсеков, расположенных над шкворневым устройством и ходовой тележкой.
На фиг. 1 изображена цистерна-полуприцеп; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.
Цистерна-полуприцеп состоит из корпуса
1 и ходовой тележки 2. Корпус 1 оснащен шкворневым устройством с листом 3 наката для сцепления с седлом 4 транспортного тягача 5.
Корпус 1 расчленен перегородками 6 на отсеки. В отсеках 7 и 8, находящихся в зонах седла тягача 5 и ходовой тележки 2, перегородки 6 являются сплошными и только у дна корпуса имеют проемы 9.
В отсеках 7 и 8 в наджидкостном пространстве установлены патрубки 10, в которые разъемно вставлены трубы 11, нижний конец которых достигает проемов 9, Верхняя часть труб 11, выступающая за пределы корпуса 1, сообщена трубопроводами 12 с патрубками 13, находящимися в отсеках, смежных с отсеками 7 и 8.
В той части труб 11, которая расположена в полости отсеков 7 и 8, выполнены равномерно распределенные по длине до предельного уровня эксплуатационной вместимости корпуса отверстия 14, снабженные герметичными заглушками 15.
Соединительный трубопровод 12 снабжен запорным органом, представляющим собой корпус 16, . одключенный к наджидкостному пространству отсеков 7 и 8 трубкой 17, и внутри него — эластичный рукав 18, являющийся частью трубопровода 12. Эластичный рукав 18 в средней части имеет в поперечном сечении линзообразную форму.
Первый налив жидкости осуществляют до достижения в корпусе 1 эксплуатационной. вместимости в зависимости от удельной плотности жидкости. При этом отсеки
7 и 8 заполняются беспрепятственно и уровень жидкости в них не отличается от уровня в других отсеках, так как жидкость, заполняя отсеки 7 и 8 через проемы 9 вытесняет ив них воздух через отверстия 14 в трубах 1! и далее через трубопроводы 12 с эластичными рукавами 8 в остальную часть корпуса, где воздух сбрасывается посредством дыхательного клапана (не показан) в атмосферу.
Если после контрольного взвешивания цистерны-полуприцепа оказывается, что для примененного типа ходовой тележки ее перегруз составил, например, 0,5 тн, жидкость из корпуса сливается, трубопровод 12 отсоединяется от находящейся в отсеках 8 трубы 11, 4 последняя извлекается из патрубка 10 и последовательно часть отверстий 14, начиная от самого верхнего, герметично перекрываются заглушками 15. Труба 11 и трубопровод 12 устанавливаются на свои места. 3атем повторяется операция налива корпуса жидкостью. Теперь уже в отсеке 8 уровень жидкости В ниже уровня жидкости в остальной части корпуса из-за того, что воздух в пространстве Д не может быть куда-либо вытеснен. Следовательно масса жидкости в этом отсеке уменьшена (при сохранении эксплуатационной вместимости), а значит уменьшена нагрузка на ходовую тележку.
Аналогично достигается требуемый, результат и в отсеке 7 при перегрузке седла тягача.
В силу того, что пространство Д оказалось замкнутым, в нем будет избыточное давление по сравнению с остальной частью корпуса, перекрытой от наружной среды дыха- . тельным клапаном (не показан). Это избыточное давление через трубку 17 воздействует на эластичный рукав !8 (находящийся в полости, изолированной корпусом 16) и, как следствие, он в средней части сплющится (из-за линзообразного поперечного сечения): стенки рукава прижмутся друг к другу.
Теперь в процессе движения цистерныполуприцепа, если и обнажаться, например, отверстия Г в трубе 11 в результате волнения жидкости, воздух из пространства Д не
30 сможет проникнуть в смежный отсек, так как этому препятствуют прижатые друг к другу стенки эластичного рукава 18, а потому и не произойдет изменение уровней жидкости в отсеках 7 и 8. Благодаря этому установленные нагрузки на седло тягача 5 или ходовую тележку 2-стабильны при любых условиях движения.
Предлагаемая цистерна-полуприцеп позволяет повысить безопасность эксплуатации.
Цистерна-полуприцеп во авт.. св. № 850432, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации, она снабжена вмонтированными в трубопроводы запорными органами, представляющими собой герметичные корпусы с размещенными в них эластичными рукавами при этом полости указанных корпусов сообщены с наджидкостными пространствами отсеков, расположенных над шкворневым устройтсвом и ходовой тележкой.
921907
А-А
auz.Z
Составитель Ю. Таубер
Редактор И. Киколайчук. Техред А. Бойкас
Заказ 2468/22 Тираж 715 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4