Рулевой механизм транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(п)921925

Союз Советскик

Социалистические

Рес убп

О П. И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 11. 06. 80 (2! ) 2939224/27-11 (51)М. Кл. с присоединениен заявки J4 (В 62 0 3/02Впударстюпай комитет

СССР . оо делан кзабретенкй к отерытнй (23) Приоритет

Опубликовано 23. 04.82 . Бюллетень М 15 (53) УДК 629.113. . 014.5 038.8) Дата опубликования описания 23.04.82 (72) Авторы изобретения

В.К. Добринец, А.ф. Лугин, Л.Л. Гинц и В.А, Козел

Минский дважды ордена Ленина и ордена революции автомобильный завод (7l ) Заявитель (54) РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления транс" портных средств..

Целью изобретения является улуч20 шение эксплуатационных показаталеи рулевого механизма путем повышения точности и удобства регулировки зазора в зубчатом зацеплении.

Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус с рядом резьбовых отверстий и неподвижно установленными в нем крышками, рейку, кинематически связанную с винтовым шариковым соединением с рулевым валом, установленным в корпусе в подшипниках, и зубчатый сектор, размещенный в эксцентричных втулках, на торцах каждой из которых выпол- . нен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней поверхности под" шипника, причем в крышках корпуса установлейы штифты с возможностью взаимодействия с упомянутыми отверстиями на торцах втулок (1.j.

Однако для известного рулевого механизма характерны недостаточная точность регулировки зазора в зубча,том зацеплении и неудобства регулировки.

Недостаточная точность регулиров" ки вызвана малым количеством фиксированных положений. эксцентричной втулки, каждое из которых требует ее поворота на угол 15 . Неудобство регулировки обусловлено смещением отверстий

1 на левой и правой втулках на 180

10 друг относительно друга. При этом фиксация одной втулки осуществляется штифтом сверху, другой - снизу. Для того, чтобы.в известной конструкции обеспечить расположение отверстий

15 друг против друга, потребовалось бы изготавливать левую и правую втулки, а это s свою очередь, повлекло бы увеличение трудоемкости изготовления.

3 92192

Указанная цель достигается тем, что упомянутый ряд отверстий на торцах втулок выполнен симметрично относительно плоскости, проходящей через продольную ось втулки и смещен3 ную на величину эксцентриситета продольную ось подшипника, причем угловое расстояние между отверстиями указанного ряда отлично от углового расстояния между резьбовыми отверстиями 1© в корпусе на величину, равную точности регулировки, при этом величина углового расстояния между отверстиями на втулке кратна точности регулировки, а общее угловое расстояние между крайними отверстиями на втулке выбрано не менее суммарного значения угла на который BQ3MoRGH lloBopoT втулки и угла между рядом расположенными отверстиями s корпусе.

26

На фиг. 1 приведена конструктивная схема рулевого механизма; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (пер вый вариант); на фиг. 3 - то же, второй вариант.

Рулевой механизм содержит рейку

1, связанную винтовым соединением, включающим циркулирующие шарики 2, с рулевым валом 3, установленным

- в подшипниках корпуса 4, цилиндрический сектор 5, соединенный с регулировочным устройством, включающий подшипники 6 скольжения, у которых внутренняя поверхность эксцентрично смещена относительно наружной, втулку 7 с рядом отверстий 8 на торцах„ выполненных симметрично относитель" но плоскости Б-Б, проходящей через центр 9 наружной поверхности втулок

- 7 и центр 10 внутренней поверхности подшипников 6, смещенный относитель46 но центра 9 на величину эксцентриситета O ..

5 4 равно суммарному значению угла 180, на который поворачивается эксцентриситет втулки, и угла между соседними отверстиями в корпусе.

В первом варианте угол cL 180 + с(„, во втором aLy 180 +сС„. Фикса" ция втулок 7 относительно корпуса 4 осуществляется штифтами 12, установленными неподвижно в крышках 13 и

14

4, закрепленных на корпусе 4 и входящих в отверстия 8 втулок.

От бокового смещения сектор 5 удерживается упорными кольцами 1 5.

Зазор в зубчатом зацеплении регулируется поворотом втулок 7 в корпусе

4 до совпадения близлежащих отверстий на втулке и корпусе. Вращение втулок может осуществляться как по часовой, так и против часовой стрелки.

В обоих вариантах совпадение близлежащих отверстий происходит при no" вороте втулки на угол с41на всем диапазоне регулировки.

При повороте рулевого вала 3, благодаря винтовому соединению, включающему циркулирующие шарики 2, рейка 1, перемещаясь в осевом направлении, поворачивает зубчатый сектор 5 в подшипниках 6 скольжения.

Момент, прилагаемый к рулевому валу, передается на вал сектора. Увеличение момента на валу сектора происходит за счет передаточного отноше.ния винтового соединения.

Предлагаемый рулевой механизм с повышенной точностью регулировки обеспечивает практически беззазорное соединение s зубчатом зацеплении и, следовательно, улучшает управляемость автомобиля.

Угловое расстояние между отверстиями 8 втулок 7 составляет определенный угол d., который отличается от углового расстояния с, между рядом расположенными резьбовыми отверстиями 11 в корпусе 4 на угол с4, равный точности регулировки.

В первом варианте (фиг. 2} углы

d., Аq и 6 равны соответственно 14 о

15 и 1, во втором варианте (фиг.3)

13,5;90 и 4.5 .

Числовое значение угла с кратно числовому значению угла *, а общее угловое расстояние А между крайними отверстиями на втулке 7 больше или

Формула изобретения

Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус с рядом резьбовых отверстий и неподвижнг. установленными в нем крышками, рейку, кинематически .связанную винтовым шариковым соединением с рулевым валом, установленным в корпусе в подшипниках, и зубчатый сектор, размещенный в эксцентричных втулках, на торцах . каждой из которых выполнен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней поверхности подшипника, причем в крышках корпуса установлены ну, равную точнос ти ре гулировки, при этом величина углового расстояния между отверстиями на втулке кратна точности регулировки, а общее угловое расстояние между крайними отверстиями на втулке выбрано не менее суммарного значения угла, на который возможен поворот втулки и угла между рядом расположенными отверстиями s корпусе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I. Авторское свидетельство СССР по заявке NÃ 2386544/27-11, кл. В 62 t) 3/02, 1978 (прототип).

5 92192 штифты с во .можностью взаимоде."ствия с упомянутыми отверстиями на торцах втулок, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных показателей путем повышения точности и удобства регулировки зазора в зубчатом зацеплении, упомянутой ряд отверстий на торцах втулок выполнен . симметрично относительно плоскости, проходящей через продольную ось втул- 1В ки и, смещенную на величину эксцентриситета продольную ось подшипника, причем, угловое расстояние между отверстиями указанного ряда отлично от углового расстояния между резьбо- 1$ выми отверстиями в корпусе на величиСоставитель В. Калмыков

Редактор И. Николайчук Техред Л. Пекарь Корректор D. Билак

Заказ 2471/23 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4