Разборный туристический катамаран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И И (1,921941
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 03. 04. 80 (21) 2933555/27-11 с присоединением заявки М (51)М. Кл. в 63 в 7/оо в 63 в 7/08
s 63 в 1/14
ФЪеударстввнный комитет
СССР ао делам иэебретеиий и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23.04.82.бюллетень М 15 (53) УДК 629.125. .14.002.54 (088.8) Дата опубликования описания 25 .04 . 82 лев, Г ," Е (71) Заявитель (54) РАЯБОРНЫЙ ТУРИЕТИЧЕЕКИТ1 КАТАМАРАН
Поставленная цель достигается тем, что каждый поплавок выполнен усеченным сверху горизонтальной плоскостью, образуя площадку, по бортовым кромкам которой с двух сторон размещены продольные балки, места для гребцов снабжены упорами для ног, закрепленными на балках, и расположены на поплав,ках катамарана, при этом упоры для ног гребцов снабжены гибкими петлями, а упомянутые связи выполнены гибкими, причем отношение диаметров поперечных сечений поплавков к их длине составляет 0,15-0,05;
Поперечные балки могут быть выполнены телескопически раздвижными.
На фиг.1 изображен предлагаемый катамаран, вид сверху; на фиг.2то же, вид сбоку; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2.
Катамаран имеет параллельно установленные поплавки 1, выполненные продольно-усеченными в верхней часИзобретение относится к мелкому судостроению и касается конструирования надувных катамаранов для водного туризма.
Известен разборный туристский
S катамаран, содержащий параллельно установлены поплавки из цилиндри" ческих надувных емкостей, при этом на поплавки установлены продольные и поперечные балки, соединенные между собой и с поплавками связями, расположенными в носовой, кормовой и средне 1 частях, и места для гребцов tl) .
Однако места для гребцов у тако" го катамарана выполнены в виде гибких полотнищ и отсутствуют упоры для ног гребцов, что снижает эксплуатационные свойства, не обеспечивая безопасности, надежность и другие характеристики.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств катамарана. (72) Авторы E.Ô. Андреев, В.А. Строганов, С.А. Княжин, изобретения А.С. Жилин, В.И. Котов, Д.С. Киселев и Ю.С.
921941 ти с образованием горизонтальной площадки, параллельной зеркалу воды, и состоящие из надувных матрацев 2, заключенных в цилиндрические чехлы, выполненные, например, из 5 брезента. На поплавках с двух сторон горизонтальной площадки установлены по ее кромкам продольные балки 3 с поперечными балками 4, Балки соединены между собой в носовой, средней l0 и кормовой частях и с поплавками
1 по их длине полужесткими связями
5» выполненными, например, из капро нового репшнура и парашютных строп.
Крепление поплавков к продольным балкам осуществляют путем подвязывания полностью собранных чехлов с матрацами 2 и заполнения последних воздухом до рабочего состояния.
В носовой и кормовой частях поплавков 1 расположены места 6 для гребцов, которые снабжены жесткими упорами для ног, выполненными в виде перекладин. В носовой части с этой целью установлены две дополнительные перекладины 7, длина которых незначительно превышает расстояние между балками 3, к которым она крепится полужесткой связью 5, а в кормовой
Части ее йункции выполняет балка
4. К упорам ног крепится гибкая петля 8, длина которой устанавливается с учетом роста гребца.
Отношение диаметра надувных цилиндрических поплавков к длине поплав. ков составляет 0,15-0,05, а поплавки 1 содержат несколько агрегативных (модульных) матрацев.
Балки 4 судна могут быть изготовлены телескопически раздвижными
40 с фиксирующими зажимами, выполненными, например, в виде двух соосных цилиндрических трубок разного диаметра с коаксиально расположенными в них сквозными отверстиями, в которые вставляются крепежные шпильки, причем в трубке меньшего диаметра отверстия просверлены по ее длине.
Наличие горизонтальной плоскости усеченной поверхности в верхней части цилиндрических чехлов поплавков 1 позволяет увеличить их диаметр, сохранив при этом расстояние от гребца до зеркала воды (это расстояние не должно превышать 55-60 см); увеличить грузоподъемность катамарана, снизив глубину погружения и тем самым улучшить его проходимость по мелководью и маневренность; снизить вес катамарана, исключив нерабочий объем; а также улучшить обитаемость катамарана расположением гребцов непосред- / ственно на поплавках 1 и тем самым снизить физические затраты гребцов на разворот катамарана в потоке и на его поступательное движение.
Наличие двух балок 3 на каждом поплавке 1 увеличивает прочность катамарана, а смещение балок 3 с центра к бортовым кромкам плоскости усечения поплавков 1 позволяет размещать гребцов непосредственно на поплавках
1, исключив сидения между ними.
Наличие упоров для гребцов исключает случаи выброса и смыва гребцов с катамарана во время гребли в saлах, а выполнение упоров с петлями
8 исключает дополнительные нагрузки на балки 3 и увеличение длины гибкой петли. В случае переворота судна гребец, ослабив натяжение петли, отделяется от него.
Выполнение связей 5 полужесткими увеличивает прочностные свойства катамарана при его ударе о стоячие волны и камни.
Выбор отношения диаметра надувных цилиндрических поплавков к длине поплавков в диапазоне 0,15-0,05 позволяет сохранять у катамарана хорошие мореходные качества, исключив перевороты через носовую и кормовую части, а также притопляемость на волнах.
Наличие нескольких агрегативных (модульных) матрацев 2 в одном чехле исключает возможность поворота каркаса балок 3 и 4 на 90 относительно зеркала воды при разгерметизации матрацев ? на воде.
Выполнение балок телескопическими позволяет оперативно сблизить поплавки 1 на участках реки с узкими проходами среди камней и увеличить устойчивость катамарана за счет их удаления друг от друга на участках реки с валами и водоворотами.
При эксплуатации катамарана s горном потоке и в валах гребцы на поплавках 1 располагаются стоя на коленях и упираясь на бедре в петлю
8 и упоры для ног. При этом силу упора регулируют ступнями ног и незначительным поднятием или опусканием корпуса. На небольших спокойных участках реки гребцы садятся на ик5 921 ры ног, при этом петля в виде набедренной повязки ослабевает, но сохраняет прежнее положение. В случае воз. никновения опасности и необходимости активной напряженной работы гребец приподнимается и повязка прини- . мает необходимое положение без помощи рук. На длинных спокойных участках реки гребцы располагаются на по:плавке 1 сидя, вытянув ноги вперед 1о или приспустив их вниз.
Таким образом, предлагаемое разборное туристическое судно при большей грузоподъемности имеет лучшую маневренность, более надежно и безопасно в эксплуатации, что составляет технико-зкономический эффект изобретения. го
Формула изобретения
1. Разборный туристический катамаран, содержащий параллельно установленные поплавки из цилиндрических надувных емкостей, при этом на поплавки установлены продольные ,:и поперечные балки, соединенные
941 6 между собой и с поплавками связями, расположенными в носовой, кормовой и средней частях, и места для гребцов, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств катамарана, каждый поплавок выполнен усеченным сверху горизонтальной плоскостью, образуя площадку, по бортовым кромкам которой из двух сторон размещены продольные балки, места для гребцов снабжены упорами для ног, закрепленными на балках, и расположены на поплавках катамарана, при этом упоры для ног гребцов снабжены гибкими петлями, а упомянутые связи выполнены гибкими, причем отношение диаметров поперечных сечений поплавков к их длине составляет 0,15-0,05.
2. Катамаран по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что поперечные балки выполнены телескопически раздвижными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР 13327, кл. 65 с 4, 04.04.29 (прототип) .
921941
А-A
ФигЗ
Составитель 8 Бернадский
Редактор О. Юрковецкая Техред A.дц Корректор М..Шароши
Заказ 7 /2 Тираж 3 Подписное
ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,