Патент 922

Водяное колесо со складными лопастями

 

Ж

Му

Класс ЯЗ-а-— № 922,, у „, «, / / /

М,(ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ водяного колеса со складными лопастями.

К патенту Я. Я. Эльбрехта, заявленному 29 января 1924 года (заяв. свид. № 77861).

0 выдаче патента опубликовано 30 января 1926 года. Дсйствис патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 г.

На чертеже фиг, 1 изображает вид предлагаемогоустройства сверху,фиг.2— вид сбоку, фиг. 3 — боковой вид лопасти, фиг. 4, 5, 6 и 8 — детали лопастей, и фиг. 7 — разрез по 7 — П на фиг. 1.

Предлагаемое колесо состоит из обода В, муфты Б и ряда спиц А.

Каждая спица А состоит из уголь-, ) ника, одним концом укрепленного бол- тами к муфте Б (фиг. 4), а другим — ( к ободу В (фиг. 5), имеющему форму, угольника, угол которого должен быть не менее 45 . Стальная муфта Б закреплена ш пои кой на вертикальном валу iX. Спицы А (фиг. 3) снабжены складными лопастями Г, состоящими из двух половин, которые прикрепляются к спице А петлями Я за ушкоЕ (фиг. 3 и 6).

С целью устранения тормажения лопастей, находящихся в нерабочей полости колеса, установлены два направляющих полукольца О, подвешенные один вверху, другой внизу лопастей (фиг. 2 и 7) с расстоянием Т, достаточным для свободного выхода последних (фиг. 7), благодаря чему, лопасти складываются. Для избежания трения при складывании лопастей служат ролики П (фиг. 3), укрепленные на наружной стороне каждой половины лопасти Г. Для скорого раскрывания лопастей по выходе из направляющих полуколец О, служат спиральные пружины P (фиг. 3 и 8).

Лопасти могут быть сделаны из листового железа или из дерева. Колесо вращается вместе с валом Ж (фиг. 2), нижний конец которого упирается в подпятник 3, укрепленный на брусе Л (фиг. 2), а верхний конец вращается в подшипнике О, укрепленном к брусу

К (фиг. 2 и 7). На верхнем конце вала Ж находится зубчатая передача, от которой вращение передается на главный вал М. Чтобы обод B не провисал, он снабжен поддерживающими роликами Н, прикрепленными к вертикальным сваям (фиг. 5); спицы же А укрепляются добавочными пластинками

Х (фиг. 3 и 4).

Для направления струи воды устраи-,, ваются деревянные или железные щиты

С (фиг. 1) с вырезом для прохода ло- пастей. Предлагаемые водяные колеса могут устанавливаться по несколько штук в ряду, передавая энергию или, на один вал, или работая каждая по- рознь. пРидмет лАтентА.

Водяное колесо со складными лопастями, характеризующееся применением на пружинных складных лопастях Г роликов II, отклоняемых в нерабочей полости колеса направляющими полукольцами О, производящими давление на ролики и вынуждающими складывание лопастей.