Импульсная регулируемая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,QllNCAHHE

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Соввтскии

Социалистическии . Республик ((() 922367 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.01.80 (2l) 2868945/25-28 ! с присоединенией заявки Ж 2930069/28 (5l )NL. Кл.

F 16 Н 29/04 Ъеударстмниый комитет

СССР

N делам изо4ретений н опрытий (23) П риоритет

Опубликовано 23.04.82. Бюллетень № 15 (53) УДК, 621.88Ç" .6(088.8) Дата опубликования описания 26.04.82 (В. А. Лившиц.

Челябинский политехнический институт им. Лейщ3Жого=кома щола (72) Автор . изобретения (7l) Заявитель (54) ИМПУЛЬСНАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов для принудительного и автоматического бесс тупенча того регулирования скорости вращения рабочих органов н, в частности, 5 в качестве привода генератора перемен ного тока для поддерживания постоянства час то ты,врашения генера тора.

Известен вариатор скорости, содерf0 леший связанный с двигателем входной вал с закрепленным на нем зубчатым колесом, связанный с генератором выходной вал, планетарный механизм, включающий связанное с входным валом водило с сателлитами н два центральных колеса, одно иэ которых соединено с выходным валом, а другое через зубчатые передачи и электромагнитную муфту скольления связано с входным валом, и регулирующее устройство.

Регулирование скорости в этом вариаторе осушествляется за счет проскальэы вания в электромагнитной муфте )1j .

К недостаткам известного вариатора относится неэкономичность, обусловлен ная большими потерями в указанной муфте В

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является импульсная регулируемая передача, сбдерлешая корпус, размещенные в нем соосные входной и выходной валы, планетарный ряд с коническими колесами, одно из центральных колес которого размещено на выходном валу, и встроенными в сателлиты механизмами свободного хода, внутренние обоймы которых при помощи преобразующих механизмов взаи4 модействуют с шарнирно установленной на входном валу наклонной шайбой, связанное с последней регулирующее уст» ройство.

В этой передаче наклонная шайба выполнена в виде диска, каждый из преобразующих мщмнизмов выполнен в виде соединенного с входныет звеном механизма свдбодиот о хода зубча гого

3 9223 колеса и взаимодействующей с ним,зуо= чатой рейкой, один из концов которой шарнирно связан с торцовой поверхностью наклон.ой шайбы, а регулирующее устройство выполнено в ниде установленной с воэможностью осевого перемещения на входном валу втулки, которая кинематически связана с наклонной шайбой и с регулирующим перемещение втулки рычагом (2 1, to

К недостаткам этой передау относятся сложность и большие осевые габариты преобразующего зубчато-реечного

I механизма, что связано с необходимостью обеспечения поступательного движения зубчатых реек, а также невоз-, можность автоматического поддержания постоянства оборотов. выходного вала при изменении оборотов входного вала.

Белью изобретения является упроше.Ф ние конструкции передачи, а также обеспечение автоматического регулирования скорости вращения выходного вала.

Указанная цель достигается тем, что в шайбе выполнен кольцевой паз и каждый из преобразующих механизмов пред, ставляет собой кривошипный рычаг, один ф конец которого взаимодействует с пазом шубы, а другой - с внутренней обоймой механизма. свободного хода.

Кроме того, регулирующее устройство может быть выполнено в виде шариков и взаимодействующих с ними тарельчатого и нала много дисков, один из котоУ рых закреплен на входном валу, а другой установлен на последнем с возможностью

1 осевого перемещения и кинематически связан с наклонной шайбой.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема импульсной регулируемой передачи 0 с принудительным изменением передаточного отношения; на фиг. 2 - то же, с ! автоматичес;;им.

Импульсная регулируемая передача

45 содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный ряд, включающий заторможенное водило 4 с сателлитами 5, взаимодействующее с ними и связанное с выходным iÌîì центральное

50 колесо 6, шарнирно связанную с входным валом наклонную шайбу 7, выполненную в в де кольца с пазом 8, механизм 9 свобод- . ного хода, преобразующие механизмы rr0 числу сателлитов, каж ый из которых выполнен, в виде кривошипного рычага 10, один

Ы конец ко. орого взаимодействует с па,вом 8, а другой с оединен с ведущим звеном механизма 9 свободного хода, 67 4 ведомое звено которого соединено с сателлитом 5.

В передаче с принудительным изменением передаточного отношения (фиг. 1) наклонная шайба 7 взаимодействует с диском 11 через гидроцилиндры 12. В автоматическом варианте передачи (фиг. 2: последняя снабжена регулятором центробежного типа, включающим шарики 13 и взаимодействующие с ними тарельчатый 14 и нажимной 15 диски, из которых тарельчатый диск 14 закреплен на входном валу, а нажимной диск 15 установлен с возможностью осевого перемещения на входном валу и кинематически связан с наклонной шайбой 7 при помощи, например, рычага 16 с шарнирами и упругого элемента 17.

Возможны другие варианты выполнения передачи. Например, с выходным валом может быть соединено водило, а цент ральное колесо при этом заторможено.

При необходимости наклонная шайба может быть размещена в пространстве межgy сателлитами. В качестве регулятора может быть использован эквивалентный центробежный регулятор.

Импульсная регулируемая передача работает следующим образом.

Вращение от связанного с двигателем (не показан) входного вала 2 передается на шайбу 7, установленную под углом d к оси входного вала. Рычаги 10, концы которых скользят по пазу 8, совершают колебательное движение; один из импульсов этого движения передается через механизм 9 свободного хода, сателлит 5 и центральное колесо 6 на вы- . ходкой вал 3.

При увеличении угла наклона шайбы 7 амплитуда последовательного движения рычагов 10 увеличивается, повышая тем самым частоту вращения выходного вала 3. Передача может найти применение на транспортных машинах и в общем машиностроении, При необходимости автоматического поддерживания постоянства выходных оборотов независимо от входных применяется вариант с регулятором центробежного типа.

При увеличении частоты вращения входного вала 2 шарики 13 под дейст вием центробежных сил перемещаются от оси вала и через нажимной диск 15 уменьшают угол Й наклона шайбы 7, тем самым уменьшая передаточное отношение передачи и поддерживая постоянйой частоту вращения выходного вала 3 и генератора переменного тока. При уменьшении частоты вращения входного вала угол наклона шайбы увеличивается, а частота вращения выходного вала не меняется. В передаче для снижения неравномерности вращения выходного вала S устанавливается несколько сателлитов с . механизмами свободного хода и кривошипными рычагами, которые передают импульсы по очереди. При атом работает сателлит, имеющий большую частоту 10 колебаний, совпадающую с направлением заклинивании механизма свободного хода.

Такое выполнение импульсной регулируемой передачи позволяет упростить И конструкшпо и уменьшить ее осевые .

I габариты, а также при необходимости автоматически поддерживать постоянными обороты выходного вала при изменении оборотов входного вала. 20

Формула изобретения

922367 6 помощи преобразующих механизмов взаимодействуют, с шарнирно установленной на входном валу наклонной шайбой, связанное с последней регулирующее уст ройство, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции передачи, в шайбе выполнен кольцевой раэ и каждый из преобразующих механизмов представляет собой кривошипный

polar, один конец которого взаимодей ствует с пазом шайбы, а другой - с внутренней обоймой механизма свободного хода.

2. Передача по п. 1, о т л и ч а.ю % ш а я с я тем, что, с целью автоматического регулирования скорости вращения выходного вала, регулирующее устройство выполнено в виде шариков и взаимодействующих с ними тарельчатого и нажимного дисков, один иэ которых закреплен на входном валу, а другой установлен на последнем с воэможностью осевого перемещения и кинематиче=ки связан с наклонной шайбой.

1. Импульсная регулируемая пере дача, содержащая корпус, размещенные в нем соосные входной и выходной валы, планетарный -ряд с коническими колесами, дно из центральных колес которого раз.мещено на выходном валу, и встроенными р сателлиты механизмами свободного, хода, внутренние обоймы которых при

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССГ № 155374, кл. Р 16 Н 33/08, 1963, з0 2. Авторское свидетельство СССР № 589808, кл. г 16 Н 29104, 1975 (прототип) .