Устройство для измерения мощности двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
iii 922547
O fl H C A H N K
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К. АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социалистические
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 19,09.80 (21) 2985316/18-10 с присоединением заявки РЙ (51)М. Кл.
G 01 1 3/24
3Ъоулеротеанный коинтет
СССР
lo делам нзобретевий к открытий (53) УДК 531.781 (088.8) (23} Приоритет
Опубликовано 23. 04. 82. Бюллетень № 15
Ф
Дата опубликования описания 23.04.82. о (72) Авторы изобретения
М.С.Буянский, В. З.Дубровский, В.Г.Копров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ
ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь" зовано для измерения мощности дви-гателей по ускорению разгона.
Известно устройство для измерения мощности двигателя, содержащее датчик импульсов, линейный преобразователь час-,оты в напряжение, два компаратора, схему совпадения и счетчик.
Компараторы задают интервал, в ко10 тором по времени разгона двигателя определяют его ускорение 111.
Недостатком устройства является низкая точность измерения из-за нестабильности значения средней ско35 рости, а также из-за дрейфа нуля компараторов, вызванного старением элементов схемы, изменением температу-, ры и т.д.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для измерения мощности двигателя, содержащее датчик импульсов, колебательный контур,. счетчик, ограничитель амплитуды, компаратор и источник эталонного напряжения, При этом выход датчика соеди нен с входом ограничителя амплитуды, выход которого соединен с колебательным контуром. Выход колебательного контура соединен с одним иэ входов компаратора, второй вход которого соединен с источником эталонного напряжения. Выход компаратора соединен со входом счетчика. E устройстве в качестве преобразователя частоты в амплитуду сигнала, которая в дальнейнем измеряется компаратором, применен колебательный контур (2j .
Недостатком устройства является недостаточно высокая точность измерения ускорения, обусловленная изменением коэффициента преобразова1 ния в процессе работы электронной схемы, вследствие влияния на аналоговый сигнал на выходе датчика различных дестабилизирунщих факторов (изменения температуры окружающей
3 92 среды, старения деталей и т.п.), что приводит к возникновению погрешности измерения мощности.
Цель изобретения. — повышение точности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее датчик импульсов, колебательньй контур и счетчик, дополнительно введены второй колебательный контур, два формирователя импульсов, формирователь опорных импульсов, две дифференцируницие цепочки и два электронных ключа. При этом первый и второй выходы датчика соединены с первым и вторым входами счетчика через две цепи, каждая из которых образована последовательно соединенными колебательным контуром, формирователем импульсов, дифференцирующей цепочкой и электронным ключом, а третий выход датчика через формирователь опорных импульсов соединен с управляк цими входами обоих электронных ключей.
При введении указанных элементов и соединении их укаэанным образом измерение сигнала, пропорционального ускорению производится не по изменению его амплитуды, а по сдвигу его фазы относительно сигнала на входе контура. Благодаря этому, фазовая характеристика имеет максимальную крутизну на резонансной частоте контура, а эта точка значительно более стабильна, чем восходящая и нисходящая ветви резонансной кривой, На фиг. 1 показана блок-схема устройства, на фиг. 2 — формы сигна.лов на выходе различных блоков.
Устройство содержит датчик 1 импульсов, установленный на цвигателе, два.колебательных контура 2 и 3, два формирователя импульсов 4 и 5, формирователь 6 опорных импульсов, две дифференцирукицие цепочки 7 и 8, два электронных ключа 9.и 10 и счетчик 11.
2547 4
13
30
46
М
Два выхода датчика 1 соединены
С обоими входами счетчика 11 через две цепи, одна из которых образована последовательно соединенными колебательным контуром 2, формирователем
4 импульсов, дифференцирующей цепочкой 7 иоэлектронньпи ключом 9, а другая — последовательно соединенными колебательным контуром 3, формирователем 5 импульсов, дифференцирующей цепочкой 8 а электронным ключом 10.
Третий выход датчика 1 через формирователь 6 опорных импульсов соединен с управляющими входами обоих электронных ключей 9 и 10.
Устройство работает следующим образом.
При разгоне двигателя сигнал с датчика I (фиг, 2 а) с возрастающей частотой, пропорциональной скорости вращения вала двигателя, поступает на колебательный контур 2 и затем через формирователь 4 импульсов и дифференцирующую цепочку 7 — на вход электронного ключа 9 а также на колебательный контур 3 и затем через формирователь 5 импульсов и дифференцирулцую цепочку 8 — на вход электронного ключа 10, а также через формирователь 6 опорных импульсов, который преобразует сигнал в прямоугольную форму. (фиг. 2 д), — на управляющие входы электронных ключей 9 и
10. Этот прямоугольный сигнал в дальнейшем служит опорным сигналом по фазе. При положительном напряжении сигнала ключи 9 и 10 закрыты, при отрицательном — открыты.
Для выделения необходимой частоты сигнала, а, следовательно, и скорости вращения вала двигателя используется фазовая характеристика колебательных контуров 2 и 3. При частоте сигнала, меньшей резонансной ча- стоты f< колебательного контура 2, З .напряжение, снимаемое с индуктивности контура 2, отстает по фазе от опорного (фиг. 2 б).
При этом сформированные сигналы с положительным напряжением (фиг.2 в, щ г) поступают на электронный ключ 9 в момент, когда ключ 9 закрыт, поэтому на выходе ключа 9 отсутствуют импульсы, запускающие счетчик 11 (фиг. 2 е).
При частоте сигнала, большей резонансной частоты f< колебательного контура 2, напряжение, снимаемое с индуктивности контура 2,. опережает по фазе опорное напряжение (фиг. 2 ж) при этом полс6сительные фронты сформированных импульсов (фиг. 2 з, и) поступают на запускающий вход счетчика 11 (фиг. 2 к), так как в эти моменты электронный ключ 9 открыт.
При разгоне оборотов вала двигателя в момент достижения частоты сигнала резонансной частоты fS колебательного контура 2, его фазовая
922
ЭО характеристика знакопеременна, т.е. напряжение на индуктивности колебательного контура 2 по фазе переходит с отставания на оцережение, значит на выходе электронного ключа 9 в момент изменения знака. фазы появится импульсный сигнал, и первый же из этой серии импульс запускает счетчик 11. Это соответствует началу из-. мерения ускорения. Аналогично работа- 1о ет схема выделения частоты f> колебательного контура 3, соответствую" щая концу измерения ускорения, т.е. при появлении импульсного сигнала на выходе электронного ключа. первый 15 же импульс останавливает счетчик 11.
Значение среднего ускорения разгона Е определяется по формуле:
I где 3 — среднее ускорение, разгона (рад/сек );
Ьй — время, измеренное счетчи-, 2$ ком (сек) .
Постоянная устройства К для измерения среднего ускорения определяется из соотношения где f — резонансная частота колеба1 е тельного контура 2, Ф вЂ” резонансная частота колебательного контура 3, Z — число импульсов датчика за один оборот вала двигателя.
547 6
Зная среднее ускорение разгона; можно определить мощность двигателя, пропорциональную его ускорению разго на.
Применение предлагаемого устройст . ва позволяет повысить точность измерения по сравнению с известныь и производить измерение мощности без демонтажа двигателя с транспортного уст" ройства, Формула изобретения
Устройство для измерения мощности двигателя, содержащее датчик импульсов, колебательный контур и счетчик, о т л и ч а ю щ е е с я тем," что, с целью повышения точности из мерения, в него дополнительно введены второй колебательный контур, два формирователя импульсов, формирова тель опорных импульсов, две дифференцирукщие цепочки и два электронных ключа, при этом первый .и второй.выходы датчика соединены. с первым и вто" рым входами счетчика через две цепи, каждая из которых образована последовательно соеднненными.колебатель-., ным контуром, формирователем импуль«, сов, дифференцирующей цепочкой и электронным ключом, а третий выход датчика через формирователь опорных импульсов соединен с управлякщими входами обоих электронных ключей.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США У 3581561, кл. 73-117 ° 2ю 1969 °
2 ° Авторское свидетельство СССР
М 697844, кл. 0 01.L 3/00, 1976 (прототип), 922547
Составитель А. Амаханов
Редактор Л. Гратилло Техред. A.Áàáèíåö Корректс ор О Билак
Заказ 2563/54 Тираж 883 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5
Филиал 1П1П Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4