Способ оценки трибологических свойств смазки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<н922585 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070579 (21) 2766226/25-28 (S1) M Кп 3 с присоединением заявки ¹G 01 N 3/56

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет— (53) УДК 620 ° 178 ° 16" (088. 8) Опубликовано 23.04л2. Бюллетень ¹ 15

Дата опубликования описания 230482 (72) Авторы изобретения

Н.T. Минченя, П.A ..Óäoâèä÷èê и Ю.В. Скорынин (54 ) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ

СМАЗКИ.20

30

Изобретение относится к методам исследования трибологических свойств смазочных материалов для подшипников в машиностроении.

Известен способ оценки трибологических свойств смазки, эаключающийся в том,что в высокооборотный подшипник качения вводят смазку,осуществляют . вращение одного иэ его колец и контролируют параметры вращения кольца и сепаратора, по которым судят о качестве смазки. Контролируемым параметром является время разгона вращения кольца и сепаратора, разность в измеренных отрезках времени характери- 15 зует работоспособность подшипника и качество смазки (1).

Недостатком известного способа является невысокая точность и низкая производительность, не позволяющие применить его для выполнения ускоренных испытаний с целью получения экспресс-информации о свойствах смазки. Низкая точность обусловлена необходимостью проведения длительных испытаний, а показатель качества смазки никак не связан с каким-либо другим объективным критерием, харак теризующим работу подшипника.

Цель изобретения — повышение точ ности и уменьшение трудоемкости при оценке трибологических свойств смазки.

Эта цель достигается тем, что в качестве контролируемых параметров применяют мгновенные угловые скорости кольца и сепаратора, а полученное отношение этих скоростей сравнивают с расчетным значением для того же кольца и сепаратора. ъ

На чертеже схематически представлено устройство для осуществления

Предлагаемого способа.

Устройство содержит радиальноупорный подшипник, состоящий иэ колец 1 и 2, шариков 3 и сепаратора 4, вал 5 с магнитными метками 6, бескон. тактные датчики 7 и 8,электронные блоки 9 и 10 и преобразователи 11 и 12 частот следования импульсов от кольца 1 и сепаратора 4 в постоянный ток, а также блок 13 питания и логометр 14.

Способ осуществляется следующим образом.

При вращении вала 5 с угловой скоростью ы при закрепленном неподвиже но кольце 2 и в отсутствие смазки

922585

Формула изобретения

ВИИИПИ Тираж 2570/56 Тираж 883 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 (проскальзывания нет) сепаратор имеет как известно, скорость

D — d cosa

C B . 2 П о

1 где D< — диаметр расположения центров шариков в подшипнике;

dù — диаметр шариков;

1b — .угОл контакта.

Введя смазку в подшипник, получаем некрторое проскальзывание ша- 10 рика 3 ьГежду кольцами 1 и 2. Поэтому скорость сепаратора 4 меньше. теоретиi ÷åcêoé (ш ) . При поддержании одинаковых условий испытаний проскальзывание определяется только трибологи- 15 ческими свойствами смазки ° Поэтому сравнивая отношение м /шз, полученное расчетным путем, с аналогичным отношением при введении смазки, можно количественно оценить качество последней.

Реальное отношение скоростей сепаратора и кольца можно заменить отношением числа импульсе N от сепаратора к числу импУльсов NB от меток кольца 1 или вала 5, получаемых от магнитных и т.ri. меток 6 на валу 5 и сепаратор 4, которые считываются бесконтактными датчиками 7 и 8, усиливаются электронными блоками 9 и 10 и преобразуются в постоянные токи преобразователями ll и 12, от кото,рых эти токи подаются на логометр 14, непосредственно сопоставляющий измеряемые угловые скорости в виде отношения N

Применение предлагаемого способа в промышленности позволит ускорить получение экспресс-информации о свойствах смазок не только для высокооборотных шариковых подшипников, но и для более сложных опорных подшипниковых узлов.

Способ оценки трибологических свойств смазки, заключающийся в том, что в высокооборотный подшипник качения вводят смазку, осуществляют вращение одного из его колец и контролируют параметры вращения кольца и сепаратора, по которым судят о качестве смЫки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности и уменьшения трудоемкости, в качестве контролируемых параметров принимают мгновенные угловые скорости кольца и сепаратора, а полученное отношение этих скоростей сравнивают с расчетным значением для того же кольца и сепаратора.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 739360, кл . G 01 М 13/04, 1978 (прототип) .