Система автоматического и дистанционного управления многодвигательной силовой установкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскнк

Социалистическнк

Реслублнк

«i>924418 г т

К АВТОГСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное и авт. свид-ву(22) Заявлено 011080 (21) 2987110/25-06 (И) М. Кл.з

F 02 D 1/08

В 63 Н 23/34 с присоединением заявки №

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (ЛИДК 621.43-545 (088. 8) Опубликовано 3Ц0482, Бюллетень ¹ 16

Дата опубликования описания 300482 (72) Авторы изобретения урев

Б.Г. Сиротин и М.Г. Шперлинг (71) Заявитель (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО И ДИСТАНЦИОННОГО

УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ

УСТАНОВКОЙ

Изобретение относится к судостро. ению, в частности к судовым силовым установкам, а именно к системам управления многодвигательными судовыми силовыми установками.

Известны системы автоматического и дистанционного управления многодвигательной силовой установки, содержащие в каждом канале управления отдельным двигателем установки задатчик частоты вращения двигателя, установленный на дистанционном посту и подключенный при помощи суммирующих элементов, связанных с датчиком частоты вращения, и преобразователя к сервомеханизму, кинематически связанному с регулятором двигателя (1).

Недостатком известных систем для управления несколькими двигателями, работающими в составе многодвигательной силовой установки, является наличие зоны нечувствительности, как у любой следящей системы. При этом у систем управления отдельными двигателями сервомеханизмы могут прекратить отработку при достижении ,верхней или нижней границы зоны не1 чувствительности(при понижении или повышении частоты вращения) .При этом частота вращения параллельно работающих двигателей отличается друг от друга,что создает субъективное неудобство для оператора и вызывает сомнение в исправности следящей системы управления. .Сокращение зоны нечувствительности системы может вызвать автоколебания в системе, так как отработка ее про- . изводится при различном разгоне сервомеханизма, зависящем от величины задания первоначального рассогласования в системе. Коррекция при помощи разомкнутого канала управления является грубой и не может скомпенсировать зону нечувствительности следящего канала.

Цель изобретения - обеспечение точной коррекции отработки системы.

Поставленная цель достИгается тем, что,дистанционный пост снабжен командным органом коррекции, а каждый канал управления системы — двумя логическими элементами ИЛИ, корректором с управляющим звеном и автоматическим ограничителем величины коррекции, причем первой парой входов корректор подсоединен к командному органу коррекции, второй парой вхоЗО дов — к выходам суммирующих .элемен924418 тов, а выходами при помощи двух логических элементов ИЛИ канала управления — к преобразователю.

Управляющее звено корректора снабжено одним логическим элементом ИЛИ и двумя элементами И, причем входы логического элемента ИЛИ соединены с выходами суммирующих элементов, инверсные входы элементов И вЂ” с выходом элемента ИЛИ, прямые входы эле:ментов И вЂ” с командным органом кор- 10 рекции в его положениях увеличения и уменьшения частоты вращения.

Автоматический ограничитель величины коррекции снабжен двумя генераторами разовых импульсов регулиру- 15 емой величины, причем входы каждого генератора подключены к выходу одного из элементов И управляющего звена корректора, а выходы — ко входу одного из элементов ИЛИ канала управления.

На чертеже приведена схема системы с каналом управления отдельным двигателем силовой установки.

Задатчик 1 частоты нращения вала двигателя 2 установлен на дистанционном посту и подключен при помощи суммирующих элементов 3 и 4 и логических элементов ИЛИ 5 и б к преобразователю 7, к его управляющим обмоткам 8 и 9 соответственно. Ко входам преобразователя 7 подключен источник силбвого питания (не показан), а к выходам - сервомеханизм 10, .кинематически связанный при помощи рукоятки 11 местного управления двигателя с регулятором 12.

Двигатель 2 снабжен датчиком 13 частоты вращения, подключенным ко входам суммирующих элементов 3 и 4 и к измерителю 14 на дистанционном 40 посту управления. Командный орган

l5 коррекции на дистанционном посту подключен к первой паре входов корректора 16, подключенного второй парой входов — к выходам суммирующих 45 элементов 2 и 3, а выходами — к элементам ИЛИ 5 и б канала управления.

Корректор 16 состоит из последовательно подключенных управляющего звена 17 и автоматического ограничите- 50 ля 18 величины коррекции. Управляющее звено 17 корректора 16 содержит входной элемент ИЛИ 19, подключенный входами к выходам суммирующих элементов

3 и 4, и два элемента И 20 и 21, подключенные инверсными входами к выходу элемента ИЛИ 19 и прямыми входами - к командному органу 15 коррекции н его положениях увеличения (+) и уменьшения (-) частоты вращения соответственно. бо

Автоматический ограничитель 18 величины коррекции снабжен двумя генераторами 22 и 23 разовых импульсов регулируемой величины, входы которых подключены соответственно к вы- б5 ходам элементов И 20 и 21 управляющего звена 17, а выходы — ко входам элементов ИЛИ 5 и 6 канала управления соответственно.

Система работает следующим образом.

При задании режима задатчиком 1 на выходах элементов 3 или 4 возникает сигнал рассогласования. Этот сигнал через элемент ИЛИ 5 или б поступает на обмотку 8 или 9 преобразователя 7. Преобразователь 7 подает силовую среду в соответствующую полость исполнительного органа сервомеханизма 10, изменяющего настройку регулятора 12 двигателя 2 и подачу топлива в двигатель до тех пор, пока частота вращения вала двигателя и, следовательно, сигнал от датчика 13 частоты вращения на входах а. уммирующих элементов 3 или 4 не сравняются с неличной сигнала от задатчика 1.При этом частота вращения вала каждого двигателя н силовой установке может несколько отличаться.

При необходимости коррекции частоты вращения вала днигателя 2 оператор переводит орган 15 в положение увеличения (+) или уменьшения (-) частоты вращения, подавая через элемент

И 20 и 21 сигнал управляющего звена

17 корректора 16 на запуск генератора 22 или 23 автоматического ограничителя 18 величины коррекции. Сигнал коррекции проходит только после окончания отработки следящего канала (нет сигналов на выходе суммирующих злементон 3 и 4). Генератор 22 или 23 выдает разовый импульс регулируемой величины, поступающей через элемент ИЛИ 5 или б на обмотку 8 или

9 преобразователя 7 и вызывающий кратковременное перемещение исполнительного органа сервомеханизма 10 и импульс изменения подачи топлива в цвигатель.

Если одного импульса оказалось недостаточно для корректировки частоты вращения, командный орган 15 необходимо перевести н нейтральное положение и затем вновь подать корректирующий импульс. При узкой зоне нечувствительности системы одного-двух импульсов будет достаточно для получения приемлемой синхронизации частоты вращения параллельно работающих двигателей силовой установки.

Применение системы обеспечит синхронизацию частоты вращения параллельно работающих двигателей силовой установки с практически любой потребной точностью без автоколебаний системы.

Формула изобретения

1. Система автоматического и дистанционного управления многоднига924418 тельной силовой установкой, содержа= щая в каждом канале управления отдельным двигателем установки задатчик частоты вращения двигателя, ус- тановленный на дистанционном посту и подключенный при помощи суммирующих элементов, связанных с датчиком частоты вращения, и преобразователя к сервомеханизму, кинематически связанному с регулятором двигателя, отличающаяс ятем,что,с 10 целью обеспечения точной коррекции отработки системы, дистанционный пост снабжен командным органом коррекции, а каждый канал управления системы — двумя логическими элемен- 15 тами ИЛИ, корректором с управляющим звеном и автоматическим ограничите- лем величины коррекции, причем первой парой входов корректор подсоединен к командному органу коррекции, второй парой входов — к выходам суммирующих элементов, а выходами при помощи двух логических элементов ИЛИ канала управления — к преобразователю. 25

2. Система по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что управляющее звено корректора снабжено одним логическим элементбм ИЛИ и двумя элементамн И, причем входы логического элемента ИЛИ соединены с выходами суммирующих элементов, инверсные входы элементов И вЂ” с выходом элемента

ИЛИ, прямые. входы элементов И вЂ” с командным органом коррекции в его положениях увеличения и уменьшения частоты вращения.

3. Система по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что автоматический ограничитель величины коррекции снабжен двумя генераторами разовых импульсов регулируемой величины,причем входы каждого генератора подключены к выходу одного из элементов И управляющего звена корректора,а выходы — к входу одного из элементов ИЛИ канала управления.

Г Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3659571, кл. 123-102, опублик. 1972.

924418

Составитель В. Ищенко

Техред E.Харитончик Корректор М. Шароши

Редактор A. Фролова

Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Закаэ 2779/52

Филиал ПНП . Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4