Гидрометрическое устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ (и)924577
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респубпик (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 15.08.80 (21) 2973403/18-10 с присоединением заявки № (23) Приоритет (53)M. Кл.
6г 01 Р 5/00 евеуаеретееккыб квинтет
СССР ко делеи кзабретенкй и еткрытяв
Опубликовано 30 . 04 .82 . Бюллетень ¹ 16
Дата опубликования описания 30.04.82 (53) УДК 532.574 (088.8) (72) Автор изобретения
А.Б. Немировский
1 (7I ) Заявитель (4) ГИДРОИЕТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к гидрометрическим устройствам для измерения скорости и направления течения водных потоков.
Известны устройства, содержащие гидрометрическую вертушку, груз и кабель-трос. При измерении параметров водных потоков груз с закрепленной на нем вертушкой опуска- ется в воду в горизонтальном положении fl) .
Недостатком устройств является необходимость при работе в зимнее время пробивать проруби большого диаметра, что существенно увеличивает трудоемкость работ при метровых толщах льда.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, содержащее обтекаемый груз с оперением, вертушку и кабель-трос. Устройство снабжено также разжимным узлом, выполненным в виде скользящей по кабель-тросу трубки с укрепленными на ней лапками, стянутыми пружинами. На ка" бель-тросе неподвижно закреплен блок с перекинутым через него тросом, соединенным одним концом с разжимным узлом, а другим - с гнездом в носовой части груза. При вытаскивании устройства из проруби лапки разжимного узла упираются в донную поверхность льда и груз переходит в вертикальное положение, что позволяет проводить гидрометрические работы, используя лунки малого диаметра (2) .
При эксплуатации в зимних усло15 виях устройство обладает недостаточной надежностью работы, так как на морозе трос, соединяющий разжимной узел с носовой частью груза, покры20 вается льдом, теряет гибкость и соскакивает с закрепленного на кабель-тросе блока. Сам блок при этом забивается льдом и перестает вращаться вокруг оси. При покрывании
924577 льдом отдельных участков кабеля-троса происходит заклинивание его в полной трубке разжимного узла, что исключает возможность перехода груза в вертикальное положение. При покрывании льдом лапок разжимного узла происходит их заклинивание и поломка при извлечении груза из проруби. Кроме того, невозможно измерить параметры водного потока при подъеме в груза вблизи донной поверхности льда, что необходимо для выполнения специальных наблюдений за ледовым режимом и скоростными полями при исследовании русловых деформаций на участках рек.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности работы в зимних условиях.
Указанная цель достигается тем, что груз выполнен в виде двух разьемных в горизонтальной плоскости секций, в носовой части нижней из которых закреплена вертушка и установлены упорный штырь с подпятником и пружинная защелка, а в носовой части верхней секции выполнено фиксирующее отверстие, причем секции в хвостовой части соединены шарнирно, а штырь с подпятником размещен свободно в фиксирующем отверстии и выполнен выступающим над поверхностью верхней секции.
Кроме того, защелка выполнена в виде изогнутой плоской пружинящей пластины,. частично охватывающей поверхность верхней секции груза.
Такая конструкция позволяет опускать в прорубь и извлекать из нее гидрометрическое устройство в вертикальном положении.
На фиг. 1 приведено гидрометрическое устройство в рабочем положении, общий вид; на фиг. 2 и - эскиз нижней секции.при снятой верхней; на фиг. 2 - эскиз верхней секции при снятой нижней; на фиг. 3 - гидрометрическое устройство в раскрытом положении.
Устройство включает груз 1 обтекаемой формы, состоящий из двух разъемных секций. Секции соединены в хвостовой части подвижно шарниром
2 и снабжены вертикальным 3 и горизонтальным 4 хвостовым оперением.
Нижняя секция в носовой части снаб- Ы жена вертикальным упорным штырем 5 с опорным подпятником 6 и пружинной защелкой 7. Штырь 5 предназначен для раскрытия обеих секций груза при соприкосновении и упоре его торцевой поверхности с донной частью льда. Для предотвращения выкрошива" ния льда при упоре в него штыря его торцевая часть снабжена опорным подпятником 6. Штырь с подпятником свободно скользит в сквозном фиксирующем отверстии 8 верхней секции груза.
Защелка 7 предназначена для разьемного соединения обеих секций при спуске груза под лед и в рабочем положении. Защелка выполнена в виде изогнутой пружинящей пластины, частично охватывающей поверхность верхней .секции. Верхушка 9 крепится в нижней секции груза. Кабель-трос
10 с помощью карабина 11 и коромысла 12 подвижно соединен с верхней секцией груза. C этой целью концы коромысла вставлены в отверстие 13 груза. Коромысло может быть выполнено из стали или троса, продетого в отверстие 13, соединенного в петлю. Высота коромысла должна быть не меньше расстояния от точки крепления его в отверстии до конца носовой части верхней секции.
На фиг.2 0.,6 показаны детали шарнирного соединения, устанавливаемые в нижней 14 и верхней 15 секциях,а также форма выполнения вертикального
3 и горизонтального 4 хвостового оперения. Сквозная прорезь 16 в нижней секции служит для свободного перемещения в ней вертикального оперения 3 при раскрытии груза.
Форма выполнения хвостбЪика верхней секции (фиг.2 0 ) обеспечивает свободное скольжение относительно хвостовика горизонтального хвостового. оперения 4.
В начальном положении обе секции соединены защелкой 7.
Опускание гидрометрического устрой ства под лед происходит при вертикальном положении груза 1 вертушкой вверх. После спуска ниже донной части льда груз принимает горизонтальное положение и ориентируется по течению водного потока. Производится комплекс гидрометрических измерений в необходимом интервале глубин. При подъеме устройства из воды штырь 5 упирается опорным подпятником 6 в донную часть льда, давление прижима передается нижней секции груза. Защелка 7 выходит из зацепления с носовой частью
5 9245 верхней секции. Нижняя секция груза, свободно вращаясь в шарнирном соединении 2, под действием силы тяжести опускается и принимает положение, близкое к вертикальному. При этом верхняя секция продолжает оставаться в горизонтальном положении. Затем гидрометрическое устройство несколько опускают, после чего происходит полное раскрытие груза (Фиг.3). В таком to положении гидрометрическое устройство извлекают из проруби.
Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает повышение надеж- 15 ности эксплуатации в зимних условиях при упрощении конструкции.
Формула изобретения
1. Гидрометрическое устройство для определения скорости и направления течения водных потоков, содержащее вертушку, обтекаемый груз с оперением и кабель-трос, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы в зимних условиях, груз выполнен в виде двух разъемных в горизонтальной плоскости секций, на носовой части нижней из которых закреплена вертушка и установлены упорный штырь с подпятником и пружинная защелка, а в носовой части верхней секции выполнено фиксирующее отверстие, причем секции в хвостовой части соединены шарнирно,а штырь с подпятником размещен свободно в фиксирующем отверстии и выполнен выступающим над поверхностью верхней секции.
2. Устройство по п.l, о т л ич а ю щ е е с я тем, что защелка выполнена в виде изогнутой плоской пружинящей пластины, частично охватывающей поверхность верхней секции груза.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
1т 607102, кл. G 01 С 13/00, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
М 549684, кл. G 01 P 5/02, 1975.
924577
Составитель Г. Шимчук
Редактор С. Юско Техред А. Ач Корректор И. Пожо
Заказ 2806/60 Тираж 883 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4