Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетсиин

Социалистическин

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Доеолиителыюе а авт. саад-ву = (22)Заявлено 11.07.80 (2l) 2953634/24-07 с присоединением заявки,лн— (23) Приоритет— (51jN. Кл.

Н 02 К 7/10

5жударвтввнвй квинтет

СССР но двлаи нзвбрвтвннй н открытий

Опубликовано 30. 04.82. Ьволлетепь М 16

Дата опубликования описания 30 04 82 (Я) УДК 621.

313 (088. 8) !

f !

А. Н. Михальчук ! ! ! I

Всероссийский ордейа Трудового К1 асного Знамени нау 4ноисследовательский и проектно-технологйческий инсайт механизации и электрификации сельского хозяйства (72) Автор изобретения (7l) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам переменного тока для машин и механизмов с большими начальным статическим моментом сопротивления (на" пример, ленточные и скребковые транс- 5 портеры и др.).

Известен электродвигатель, сопряженный с приводным механизмом и содержащий статор с обмоткой, подсоединенной к блоку переключения обмотки со звезды на треугольник, либо,к блоку форсированйя пускового напряжения 11) .

Недостатками устройства являются дополнительные потери при пуст5 ке и большие динамические усилия, действующие на механизм при коммутации обмоток или напряжения на них.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является электропривод, содержащий электродвигатель имеющий статор с полюснопереключаемой обмоткой, ротор, соединенный с приводным механизмом, блок измерения числа оборотов с подвижной и неподвижной частями, последняя из которых подключена к блоку коммутации, выход которого. соединен с элементом переключения обмотки ста-. тора (2) .

Недостатком устройства является низкая надежность при запуске, это объясняется тем, что переключение обмоток осуществляется в функции скорости вращения вала ротора, а из-за существенного разброса пускового момента сопротивления механиз-, I ма возможны случаи его застревания при разгоне, так как уменьшенный момент электродвигателя при переключении обмоток с малого на большее число полюсов может оказаться меньше момента сопротивления механизма. При этом наблюдаются большие динамические усилия на ме924795

55 ханизм, так же.уменьшающие надежность, Цель изобретения - повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что электропривод снабжен муфтой с упругим-элементом, связывающим ведущую и ведомую полумуфты, муфта установлена. между ротором двигателя и приводным механизмом, при этом подвижная часть блока измерения числа оборотов связана с ведомой полумуфтой.

На чертеже приведена принципиальная схема электропривода.

Устройство содержит электродвигатель 1, упругую муфту, которая состоит из ведущей 2 и ведомой 3 полумуфт, связанных между собой с помощью упругого элемента 4. На ведомой полумуфте 3 установлена подвижная часть (кулачок} 5 датчика числа оборотов. На йеподвижной.обойме 6, охватывающей ступицу ведомой полумуфты 3 установлена неподвижная, часть датчика (микровыключатель) 7 со штоком 8, взаимодействующим при вращении вала ротора 9 с кулачком 5.

Иикровыключатель, 7 связан с блоком 10 коммутации, включающим магнитные пускатели 11 и 12, промежуточные реле l3 и 14", реле 15 счета импульсов и кнопочную станцию 16 с кнопками "Пуск" 17 и "Стоп" 18. Блок 10 коммутации соединен с полюсными обмотками 19 электродвигателя через главные контакты 20 и 21 соответственно пускателей 1I и 12. Реле 13 имеет замыкающий контакт 22, а пускатель 12 имеет размыкающие блокконтакты 23.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии кнопки 17 кнопочной ,станции 16 напряжение от сети подается на реле 13 и магнитный пускатель 1l-; Замыкающий контакт 22 про- межуточного реле 13 блокирует кнопку

17, а главные контакты 20 магнитного пускателя 11 включают электродвигатель на тихоходный.; режим, например, включением большего числа пар полюсов. Начинается разгон- электродвигателя при меньших оборотах, но наибольшем пусковом моменте. Проис- ходит сжатие упругого элемента 4, например, закручивание пружины. При достижении максимального крутящего момента электродвигателя с помощью упругого элемента 4 приходит в движение ведомая полумуфта 3 и начинается "мягкий" разгон рабочего механизма. Одновременно происходит включение реле l5 счета импульсов. При этом кулачок 5 воздействует на шток

8 микровыключателя 7, который подает импульсы напряжения на реле 15 счета импульсов. Число ходов штока микровыключателя определяет время для достижения необходимой скорости работы электродвигателя в 1 режиме.

Рамель реле 15 счета импульсов перемещается и замыкает цепь питания магнитного пускателя 12, главные контакты 21 которого переключают полюсные обмотки электродвигателя 19 на быстроходный режим (2Р=4). Размыкающие блок-контакты 23 отключают магнитный пускатель 11, а промежуточное реле — катушку реле 15 счета импульсов, Электродвигатель и привод. ная машина работают в нормальном режиме.

Так как подвижная часть блока из- . мерений числа оборотов непосредст венно связана с ведомой .полумуфтой и валом механизма, то она дает команду на переключение обмоток двигателя лишь в том случае, если механизм приходит во вращение, т.е. когда момент двигателя превышает момент механизма, что повышает надежность запуска. Упругая муфта демпфирует возможные динамические усилия на механизм при переключении обмоток двигателя. формула изобретения

Электропривод, содержащий электродвигатель, имеющий статор с полюснопереключаемой обмоткой, ротор, соединенный с приводным механизмом, блок измерения числа оборотов с подвижной и неподвижной частями, последняя из которых подключена к блоку коммутации, выход которого соединен с элементом переключения обмотки статора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен муфтой с упругим элементом, связывающим ведущую и ведомую полумуфты, муфта установлена между ротором двигателя и приводным механизмом, при этом подвижная

5 92479 часть блока измерения числа оборотов связана с ведомой полумуфтой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

5 6

1. Вольдек А.И. Электрические машины. Л., "Энергия", 1974, с. 570.

2. Авторское свидетельство СССР

1433890, кл. H 02 Р l/48, 1966.

Подписное

Заказ 2 33/71 Тираж 719

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель В. НиКоноров

Редактор Е. Лушникова ТехредМ. Гергель Корректор В. Синицкая