Устройство для формования плоской обмотки на гладкий якорь электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы нзобретення
Г.А. Саламатов и Е,А. Земляков (79) Заявнтель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРИОВАНИЯ ПЛОСКОЙ ОБМОТКИ
НА ГЛАДКИЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления малоинерционных электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известно устройство для навивки магнитопровода, содержащее корпус с приводом, устройство для подачи и правки ленты, механизм резки и шпиндельную бабку с шаблоном, над кото10 рым шарнирно закреплены рычаги с закрепленными на концах гибким элемен" том в виде втулочно-роликовой цепи(11, Однако при работе устройства лен" та, из которой изготавливается магни13 топровод, правится и через отрезное устройство подается на шаблон и закрепляется на нем. Затем производится намотка ленты на шаблон, приводимый во вращение шпиндельной бабкой, при этом рычаги с формуюшим элементом подаются к шаблону и обжи мают послойно навиваемую ленту с двух или трех сторон шаблона.
8 случае использовайия устройства для формования обмотки из плоской заготовки на гладкий якорь необходимо закрепление ее конца на якоре для предотвращения смещения обмотки относительно якоря, а ролики фор" мующей цепи для улучшения качества формования должны иметь малый диа" метр, что не обеспечивает хорошей ,смазки цепи, т.е. увеличивает трение между роликами и обмоткой. В результате этого возможны нарушения изоляции обмотки и ухудшение качества формования.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для формования лобовых частей обмоток статоров электрических машин, содержащее основа" ние с жестко закрепленными направляющими и каретку, с роликами, перемещающуюся в направляющих элементах от привода возвратно-поступательного движения. Ролики охвачены гибким элементом в виде бесконечной лен3 92"797 ты, и один из роликов подпружинен.
Бесконечная лента является формующим элементом и взаимодействует с лобовыми частями статора, который насажен на оправку, соединенную с приводом. Для формования лобовых частей с внутренней стороны и по высоте служат пуансоны, связанные с приводом f2)
В случае использования устрой- 10 ства для формования плоской обмотки на гладкий якорь необходимо один конец обмотки крепить на якоре и якорь вращать, при этом угол охвата лентой якоря будет меньше
180 и обмотка будет стремиться выпрямиться. Поэтому, если даже конец обмотки будет закреплен, то усилия выпрямления будут приложены либо к месту крепления и конец может быть сорван с якоря, либо активная часть обмотки будет вспучиваться, что снижает производительность и ухудшает качество формования.
Цель изобретения - повышение про25 изводительности и улучшение качества изготавливаемых якорей, за счет исключения деформации обмотки при формовании.
Поставленная цель достигается тем, ЗО что устройство снабжено подпружиненным прижимом, установленным на каретке, контактная поверхность которого выполнена по дуге окружности диаметром, соответствующим диаметру якоря, кронштейном, установленным на основании, а лента жестко закреплена одним концом на основании, а другимна кронштейне и охватывает ролик, образуя свободную петлю, расположенную между кронштейном и роликом, при этом диаметр ролика соизмерим с диаметром якоря, направляющий элемент установлен в кронштейне шарнирно, а точка закрепления ленты на кронштейне удалена от основания на величину, определяемую из соотноше .ния dc hc2d, где d - диаметр якоря;
h - -расстояние от основания до точки закрепления ленты.
На фиг. 1 схематично изображено so устройство, общий вид; на фиг. 2то же, вид сверху.
Устройство для формования обмотки состоит из основания 1, на котором установлен кронштейн 2 с осью 3. ss
На оси 3 закреплена серьга 4 с запрессованной втулкой 5. Во втулку
5 вставлен стержень 6 с возможнос-. тью возврат.но-поступательного перемещения, на одном из концов которого установлена каретка 7, а другой конец стержня 6 соединен с приводом (не показан). Втулка 5 является направляющим элементом для каретки. На каретке 7 на оси 8 установлен ролик
9, диаметр которого выбран соизмеримым с диаметром якоря 10, С возмож,ностью вращения, соосно с роликом 9, установлен подпружиненный прижим 11, контактная поверхность 12 которого выполнена по дуге окружности, равной диаметру якоря 10. Для ограничения движения прижим 11 снабжен пазом 13, а в каретке 7 запрессован штифт 14.
Лента 15, являющаяся формующим элементом, одним своим концом жестко закреплена к основанию 1, а вторымк кронштейну 2, причем точка закрепления ленты 15 на кронштейне 2 удалена от основания на величину. определяемую соотношением дсМ2д, где диаметр якоря 10, h — расстояние от основания до точки закрепления ленты. Длина ленты 15 выбрана больше удвоенной длины окружности якоря 10. Лента 15 расположена так, что охватывает ролик 9 и образует петлю 16, расположенную между кронштейном 2 и роликом 9. Высота закрепления и длина ленты 15 выбираются из условия наибольшего угла охвата якоря 10 лентой. При уменьшении длины ленты или удалении точки закрепления ленты от основания .1 на расстояние, большее удвоенного диаметра якоря
10, невозможно образование петли
16, т.е. создание угла охвата якоря
10, равного или большего 180 . Это приводит в момент движения петли 16 к выбросу якоря 10.
При приближении точки закрепления ленты 15 к основанию 1 на расстояние, меньшее диаметра якоря 10, площадь пространства, ограниченного петлей
16, будет меньше площади поперечного сечения якоря 10 и при укладке якоря
10 в петле 16 угол его охвата лентой
15 будет также меньше 130, т.е. якорь l0 будет выброшен в момент движения петли t6.
Для укладки в определенном положении плоской обмотки 17 на ленту 15 служит подпружиненный фиксатор 18, установленный на основании 1.
Устройство работает следующим образом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
4s 1. Авторское свидетельство СССР и 610195 кл. H 01 F 41/02, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
М 609185, кл. Н 02 K 15/06, 1976.
В исходном положении каретка 7 находится в крайнем заднем положении. Петля 16 ленты 15 свободная.
Включается привод стержня 6 (не показан) и каретка 7 поднимается в крайнее верхнее положение за счет поворота серьги 4 вокруг оси 3. В петлю 16 укладывается якорь 10.
Каретка 7 опускается и якорь 10 зажимается лентой 15 в петле 16, при этом угол охвата лентой 15 яквря
10 приблизительно равен 270 . Ha ленту 15 укладывается плоская обмотка 17, фиксируемая фиксаторами l8, определяющими местоположение обмотки 17 на ленте 15. Включается привод перемещения каретки 7. При движении каретки 7 ролик 9, перемещаясь вперед, тянет ленту 15, которая.вынуждена выбирать петлю 16, и, тем самым, начинает перекатывать якорь
10. Поскольку обмотка 17 лежит на ленте 15, то якорь 10 накатывается на начало обмотки 17, которая попадает между лентой 15 и якорем 10.
Когда начало обмотки 17 подходит к точке перегиба ленты 15, то обмотка 17 скользит по контактной поверхности 12 прижима 11. По дос- тижении кареткой 7 крайнего переднего положения обмотка 17 полностью обернется вокруг якоря 10. Благодаря плотному прилеганию ленты 15 к якорю 1.0 в процессе всего движения произойдет качественное формование обмотки 17. После полного формования обмотки на якоре 10 она фиксируется на якоре 10 посредством кольцевых прижимов и каретка 7 поднимается в крайнее верхнее положение. Готовый якорь снимается и передается на дальнейшую технологическую обработку, а каретка 7 опускается и возвращается в исходное положение. Цикл повторяется.
Изобретение позволяет повысить производительность за счет исключения предварительного закрепления
24797 6 конца обмотки на якоре и улучшить качество изготавливаемых якорей эа счет применения подпружиненного прижима, что исключает деформацию обмотки, при формовании. формула изобретения
Устройство для. формования плоской обмотки на гладкий якорь электрических машин, содержащее основание, на котором в направляющем. элементе установлена каретка с роликом, связанная с приводом ее возвратно-поступательного перемещения, и формующий элемент, выполненный в виде ленты, о т л и ч а ю щ е е с я тем",что, с целью повышения производительности и улучшения качества изготавливаемых якорей эа счет исключения деформации обмотки при формовании, оно снабжено подпружиненным. прижимом, установленным на каретке, контактная поверхность которого выполнена по дуге окружности диаметром, соответствуоцим диаметру якоря, кронштейном, установленным на основании, а лента жестко закреплена одним концом на основании, а другим - на кронштейне и охватывает ролик, образуя свободную петлю, расположенную между кронштейном и роликом, при этом диаметр ролика соизмерим с диаметром якоря, 3s направляющий элемент установлен в кронштейне шарнирно, а точка закрепления ленты на кронштейне удалена от основания на величину, определяемую из соотношения ФМ20, где
4o d - ; h - расстояние от основания до точки закрепления ленты.
924797
73 1/ 7Я аказ 2 3 7 и раж 19
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель И. Белая
Редактор E. Лушникова Техред М, Гергель Корректор В. Синицкая