Приспособление для отворачивания и заворачивания гаек задних колес автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Сецналкстмческнх
Республнн
«»925616 (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 200580 (21) 2926100/25-28 (51) М. Кп.з с присоединением заявки ¹В 25 В 13/ 48
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070582 Бюллетень ¹ 17 (53) УДК 621. 883 (088. В) Дата опубликования описания 070582 ъ а, Ю.А.Лобусов, В.Н.Иванов, И.П.Бубнов и М.Г.Цщжшин,,,„, ««:.;» «
Е,"д:,.;
Всероссийский проектно-конструкторский и техно, ий институт Россельхозтехпроект™ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОТВОРАЧИВАНИЯ
И ЗАВОРАЧИВАНИЯ ГАЕК ЗАДНИХ КОЛЕС
АВТОИОБИЛЯ
Изобретение относится к гаражному оборудованию, в частности к приспособлениям для отворачивания и заворачивания гаек .задних колес автомобиля с отбором мощности от его двигателя.
Известно приспособление для отворачивания и заворачивания гаек колес автомобилей, содержащее полый шпиндель с торцовой головкой под ключ, связанную с ним одностороннюю муфту предельного момента, внутренний шпиндель с торцовой головкой под ключ на одном конце и квадратом на другом, зубчатый редуктор, размещен ный в корпусе муфты предельного момента, ведомая шестерня которого связана с внутренним шпинделем, а ведущая — с приводным валом, имеющим головку под ключ (1).
Недостаток приспособления состоит в том, что отворачивание гаек осуществляется вручную.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является приспособление для отворачивания и заворачивания гаек задних колес автомобиля, содержащее шпиндель с торцовой головкой под ключ, связанную с ним муфту предельного момента и кулису (2), Недостаток приспособления заключается в том, что в процессе заворачивания или отворачивания гаек колес требуется перенастройка приспособления, причем процесс отворачивания гаек значительно осложняется в случае, когда вместе с наружной гайкой отворачивается внутренняя гайка — футорка.
Цель изобретения — повышение производительности за счет исключения отворачивания внутренних гаек.
Поставленная цель достигается за счет того, что приспособление для отворачивания и заворачивания гаек задних колес автомобиля, содержащее шпиндель с торцовой головкой под ключ, связанную с ним муфту предельного момента и кулису, снабжено рамной тележкой с вертикальными стойками, на которых установлена подпружиненная вдоль них опорная пластина с вертикальным пазом, s котором перемещается сухарь, и установленным с возможностью вращения вокруг оси, перпендикулярной опорной пластине, поводком, на свободном
30 конце которого выполнен радиальный
925616 паз, дополнительным шпинделем, размещенным внутри шпинделя, подпружиненным в сторону головки под ключ и имеющим на одном конце торцовый ключ, на другом - квадрат, входящий в паз поводка, а кулиса одним концом жестко закреплена на внешней
1обойме муфты предельного момента, другим на оси сухаря, Для удобства центрирования приспособления оно снабжено предназначенными для взаимо"10 действия с внутренней поверхностью обода колеса опорными роликами, оси которых закреплены на опорной пластине и равномерно расположены .по окружности, соосной оси поводка. 15
На фиг .1 изображено приспособление для отворачивания и заворачивання гаек задних колес автомобиля, общий вид; на фиг.2 — вид A на фиг.1; на фиг,3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг ° 4 — сечение В-В на фиг. 2.
Приспособление для отворачивания и заворачивания гаек задних колес автомобиля содержит рамную тележку 1 с вертикальными стойками 2, на которых установлена подпружиненная вдоль них опорная пластина 3 с вертикальным пазом.4, в котором перемещается сухарь 5 с размещенным в нем пальцем
6, и установленным с возможностью вращения вокруг оси 7, закрепленной на опорной пластине 3, поводком 8, имеющим на свободном конце паз 9.
На пальце 6 сухаря 5 с возможностью вращения установлена кулиса 10, 35 которая свободным концом жестко связана с наружной обоймой 11 муфты предельного момента. Муфта предель- ного момента выполнена в виде односторонней храповой муфты и включает 40 в себя наружную обойму 11, в которой размещены подпружиненные к ее центру
12 с односторонними скосами 13, и внутреннюю обойму 14, выполненную за одно целое с полым шпинделем 15 45 и имеющую пазы 16, с которыми взаимодействуют кулачки 12 наружной обоймы 11. Шпиндель 15 имеет на конце торцовый ключ 17. Внутри шпинделя 15 размещен дополнительный шпиндель 18, имеющий на одном конце торцовый ключ 19, а на другом квадрат 20, который установлен с возможностью перемещения в пазу 9 поводка 8. Дополнительный шпиндель 18 поджат пружиной 21 в сторону торцовогО ключа 17 шпинделя 15. На пластине 3 равномерно по окружности, соосной оси поводка 8, размещены опорные ролики 22, оси 23 которых закреплены на пластине 3. Для удобст-60 ва обслуживания на пластине 3 закреплены рукоятки 24. Ролики 22 взаимодействуют с ободом внешнего .колеса 25, который крепится гайкой
26, навертываемой на внутреннюю 65 гайку 27 (футорку), крепящую соседнее колесо.
Приспособление работает следующим образом.
Колесо 25 автомобиля вывешивается, например, домкратом. Приспособление за рукоятки 24 подводится к колесу 25. Воздействуя на рукоятки
24, ролики 22 вводят внутрь обода колеса 25. Торцовый ключ 17 шпинделя
15 устанавливается на гайку 26 колеса 25, которое проворачивается до совпадения граней гайки 26 с гранями ключа 17. При этом ключ 19 шпинделя 18 на внутреннюю гайку 27 не надевается из-за несовпадения граней гаек 26 и 27. Пружина 21 сжимается, и дополнительный шпиндель 18 находится в отжатом положении, а его квадрат 20 выступает из паза 9 поводка 8. Включается двигатель автомобиля, колесо 25 получает вращение.
Если гайка 26 отворачивается свободно, то шпиндель 18 остается в отжатом положении до поворота на некоторый угол. Если гайка 26 прикипела к внутренней гайке 27 и отворачивается совместнб с ней, то при их совместном повороте на некоторый угол грани внутренней гайки
27 совместятся с гранями ключа 19 шпинделя 18, который под действием пружины 21 надевается на гайку 27 и надежно стопорит ее от проворачивания, эа счет того, что шпиндель 18 связан квадратом 20, входящим в паз
9 поводка 8, вращающегося с той же угловой скоростью, что и колесо 25.
В период отвинчивания муфта предельного момента не работает, т.е. ее наружная обойма 11 жестко связывается с внутренней обоймой 13 за счет того, что скосы кулачков 12 направлены в сторону противоположную вра1 щению колеса.
Процесс заворачивания гайки 26 совершается аналогично,с той лишь разницей, что колеса получают вращение от двигателя в обратном направлении, и по достижении заданного предельного момента затяжки гайки
26 срабатывает муфта предельного момента.
Описанное приспособление позволяет увеличить производительность. труда при установке и снятии задних колес автомобилей за счет исключения свинчивания внутренних гаек.
Формула изобретения
Приспособление для отворачивания и заворачивания гаек задних колес автомобиля, содержащее шпиндель с торцовой головкой под ключ, связанную с ним муфту предельного момента
925616 и кулису, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности за счет предотвращения отвинчивания внутренних гаек, оно снабжено рамной тележкой с вертикальными стойками, на которых установлена подпружиненная вдоль них опорная пластина с вертикальным пазом, в котором перемещается сухарь„ и установленным с возможностью вращения вокруг оси, перпендикулярной опорной пластине, поводком, на свободном конце которого выполнен радиальный паз, дополнительным шпинделем, размещенным внутри шпинделя, подпружиненным в сторону головки под ключ и имеющим иа одном конце торцовый ключ, а на другом квадрат, входящий в паз поводка, а кулиса одним концом жестко закреплена на внешней обойме муфты предельного момента, а другим на оси сухаря.
2. Приспособление по п.1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства центрирования приспособления, оно снабжеио предназначенными для взаимодействия с внутренней поверхностью обода колеса опорными роликами, оси которых закреплены на опорной пластине и равномерно расположены на окружности, соосной оси поворота.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
15 1. Патент CDlA В 2559332,кл.81-56, 1951.
2. Авторское свидетельство СССР
Ð405701 кл В 25 В 13/48,1972 прототип .
925616
Тираж 1082 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5
Заказ 4712/3
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Ю. Сергеев
Редактор Л. Утехина Техред A. Бабннец, КоррЕктор А. Гриценко