Гайковерт
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
О.Б.Кудин и Б.Д.Кудин (7l ) Заявнтель
Специализированное проектно-ко
Донецкого грузового управления авт (54) ГАДКО ВЕ РТ
Изобретение относится к механизированному инструменту, а именно к гайковертам с регулируемым крутящим моментом, применяемым для разборки или сборки резьбовых соединений,например, рессор или колес. транспортных средств при их техническом обслуживании и ремонте.
Ilo основному авт.св. k 602359 известен гайковерт (13, содержащий последовательно соединенные асинхронный электродвигатель с цепями питания и управления, редуктор, кулачковую муфту и шпиндель со сменным рабочим органом, а также узел контроля крутящего момента с ограничителем нагрузки электродвигателя по току, имеющий трансформаторы сетевого напряжения и тока. Узел контроля крутящего помента выполнен в . 20 виде транзисторного реле с нормально закрытым управляющим контактом, цепями управления и питания, последняя из которых соединена через полупроводниковый выпрямительный мост с вторичной обмоткой трансформатора напряжения, Цепь управления транзисторного реле соединена через полупроводниковый выпрямительный мост и резистор (переменный резисторный делитель напряжения) с вторичной обмоткой трансформатора тока. Управляющий контакт реле включен в цепь управления электродвигателем. В цепь управления транзисторного реле включено также установочное токоограничи вающее переменное сопротивление. На" магничивающая катушка промежуточного электромагнитного или магнито» электрического реле постоянного тока шунтирована обратно включенным полу проводниковым диодом.
Однако в таком гайковерте низкий коэффициент самовозврата якоря промежуточного электромагнитного или маг.нитоэлектрического реле постоянного тока и дребезг, перед притяжением якоря промежуточного электромагнит3 92561 ного или магнитоэлектрического реле постоянного тока (из-за недостаточно го сглаживания тока через его намагничивающую катушку) отрицательно влияют на точность работы и ширину диапазона ограничения крутящего момента.
Целью изобретения является повн. шение точности работы гайковерта и расширение диапазона ограничения крутящего момента.
Эта цель достигается за счет того, что предложенный гайковерт снабжен включенным в цепь управления транзисторного реле дополнительным установочным резистором и шунтирующим его нормально закрытым контактом управления. Дополнительный установочный резистор выполнен в виде переменного сопротивления, а намагни- З, чивающая катушка транзисторного реле шунтирована электрическим конденсатором.
Гайковерт рассчитан на питание электрической энергией от распределительного пункта низковольтной сети переменного тока с заземленной нейтралью, Трансформатор напряжения может быть выполнен на фазное или линейное напряжение питающей электрической сети.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема гайковерта с трансформатором напряжения, первичная обмотка которого выполнена на з$ фазное напряжение питающей Электрической сети.
Гайковерт содержит асинхронный элек- гатель 1 и электрический узел 2 контроля крутящего момента. Узел 2 содержит трансформатор 3 напряжения, трансформатор 4 тока, электромагнитные контакторы 5 и 6 с нормально открытыми контактами 7-9 и 10-12 и с нормально открытыми блок-контак4$ тактами 13 и 14, нормально закрытыми блок-контактами 15 и 16 и намагни чивающими катушками 17 и 18, кнопки
19 и 20 управления с нормально открытыми контактами 21-24, кнопку 25 управления с. нормально закрытым контакттом, полупроводниковые выпрямительные мосты 26 и 27, переменный резйсторный делитель 28 напряжения и транзисторное реле 29, реле 29 состоит из транзистора 30, промежуточ$$ ного электромагнитного или магнитоэлектрического реле 31 с нормально закрытыми контактами 32 и 33 и на9 4 магничивающей катушки 34, шунтирующего ее электрического конденсатора
35 и основного и дополнительного установочных переменных сопротивлений 36 и 37 в цепи управления, реле 29.
Цепь питания нагрузки транзисторного реле включает в себя эмиттер и коллек-. тор транзистора 30 и намагничивающую катушку 34 реле 31, шунтированную электрическим конденсатором 35, и соедине" на через выпрямительный иост 27 с вто. ричной обмоткой трансформатора 3 напряжения. Цепь управления транзисторного реле включает в себя эмиттер и базу транзйстора 30 и установочные переменные сопротивления 36 и 37 и связана через выпрямительный мост 26, нагруженный делителем 28 напряжения, с вторичной обмоткой трансформатора
4 тока. Дополнительное сопротивление
37 шунтировано нормально закрытым управляющим контактом 32 транзисторного реле.
Нормально закрытый управляюар и контакт 33 транзисторного реле включен в цепь намагничивающих .катушек
17 и 18 контакторов 5 и 6.Контактор
5 служит для включения электродвигателя 1 на завертывание гайки с правой или отвертывание гайки. с левой нарезкой, контактор 6 - для включения электродвигателя 1 на отвертывание гайки с правой или завертывание гайки с левой нарезкой.
Делитель 28 напряжения служит задатчиком-ограничителем величины крутя. щего момента затяжки резьбового соединения. Чем больше снимаемое с делителя напряжение для цепи управления реле 29, тем при меньшем крутящем моменте оно срабатывает контактом 32 выключает контактор 5 (6) в цепи питания электродвигателя 1 °
Основное сопротивление 36 служит ограничителем тока. правления через базу транзистора 30, дополнительное сопротивление 37 - для электросхемного повышения коэффициента самовозврата якоря реле 31 floe тоянного тока. Чем больше сопротивление 37, тем больший коэффициент самовозврата якоря реле 31, соответственно, выше точность работы и шире диапазон ограничения крутящего момента гайковерта.
Электрический конденсатор 35 сглаживает импульсы тока через намаг ничиваюшую .катушку 34 реле 31. Зтр
19 в работает аналогично, но электродвигатель включают контактором 6 при нажатии кнопки 20 управления.
При отвертывании гаек гайковерт, работает с блокировкой транэисторworo реле 29 путем увеличения сверх необходимого предельного крутящего момента по шкале делителя 28 напряжения
По окончании отвертывания гайки электродвигатель выключают кратковременным нажатием кнопки 25.управпения.
Предлагаемый гайковерт обеспечивает высокое качество затяжки резьбовых соединений. формула изобреиения
1. Гайковерт по авт.св. М 682359, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и расши- рения дмапазона крутящего момента гайковерта, он снабжен включенным в цепь управления транзисторного реле дополнительным установочным резистором и шунтирующим его нормально закрытым контактом управления.
2. Гайковерт по и. l, о т л и ч аю шийся тем, что дополнительный установочный резистор выполнен в виде переменного сопротивления.
3. Гайковерт по пп. l и 2, о т. л и-. ч а ю шийся тем, что намагничивающая катушка транзисторйого реле шунтирована электрическим конденсатором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1..Авторское свидетельство СССР
М 682359, кл. В 25 В 21/00, 1976.
5 9256 предотвращает дребезг перед притяжением якоря реле, обеспечивая его устойчивую работу.
Гайковерт при завертывании гайки с правой нарезкой, например, стремянки рессоры, работает следующим образом.
Устанавливают величину предельного крутящего момента на шкале делителя 28 напряжения и нажимают на о кнопку 19 управления. При этом заникание ее контакта 21 в цепи намагничивающей катушки 17 вызывает включение. контактора 5, т.е. замыкание его контактов 7-9 в силовой цепи пи- ls тания электродвигателя 1, а блокконтакт 13.шунтирует контакт 21 кнопки 19 управления. В свою очередь, контакт 22 кнопки 19 управления шун ирует вторичную обмотку трансформа" 2з тора 4 тока для исключения ложного срабатывания транзисторного реле от пускового тока электродвигателя.
После разгона ротора электродви-. гателя 1 его крутящий момент (и ток эу нагрузки) начинает расти по мере уве личения сопротивления затяжки гайки резьбового соединения. Соответственно растет и ток через транзистор 30 и намагничивающую катушку 34 реле зв
29
Как только крутящий момент элект" родвигателя 1 достигает заданного предельного значения, срабатывает реле 29 и его управляющий контакт 33 размыкается в цепи намагничивающей катушки 17. Это вызывает выключение контактора 5, контакты 7-9 которого размыкаются в силовой цепи электродвигателя, вызывая его остановку.
При завертывании гайки с левой нарезкой, например, колеса гайковерт
925619
Корректор С.Шекмар
Техред И. Гайду
Редактор J1.Утехина
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная,4
Заказ 4713/4 Тираж 1082 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д.4/5