Вариатор скорости механизма подачи горной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социапистичесиик республни

<ц926277 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Заявлено ОЯ.04.80 (21) 2906621/22-03 с присоелинеинем заявки М(23) Приоритет(5l)M. Кл.

Е 21 С 29/24

Гоаударствсннвй квинтет

СС8Р яо делаи изобретений н аткрытнй (ЬЗ) УДК 622,232. . 72(088,8) Опубликовано 07 05.82, бюллетень М 17

Дата опубликования описания 07,05, 82 (!

", . I

Е.А, Степанов, H. Г. Картавый, В, 6. Голик, Г, А, Доброборский

А.Д.бардовский и A.A.ióêîâ

I - :

Всесоюзный научно-исследовательский инст ут соляной промышленности и Иосковский ордена Трудовстго -Красного

Зйамени горный институт (72). Авторы изобретения (71) Заявители (54) ВАРИАТОР СКОРОСТИ ИЕХАНИЗМА ПОДАЧИ

ГОРНОЙ ИАШИНЫ

Изобретение относится к горным машинам с реГулируемой скоростью перемещения, применяемым для выемки угля или других полезных ископаемых, например калийной или каменной соли.

Известен поршневой механизм, обес- 5 печивающий шаговую подачу горных ма- шин, состоящий из гибкой упорной цепи с передним концом, закрепленным на распорной стойке, и гидродомкрата с

1О полым штоком для прохода цепи и ц1илиндром, соединенным с корпусом машины, несущими подпружиненные.храповые собачки (1 1.

Недостатками известного механизI5 ма являются наличие холостого хода подачи, снижающего производительность машины, и применение ненадежного силового гидропривода. .Наиболее близким к предлагаемомуявляется механизм подачи канатно-цепной пилы, включающий двухвенцовое неподвижное колесо обката с соосным генератором волн в виде двух флан2 цев на ведущем валу, между которыми размещены ролики, и связанное с выходным валом вариатора полноповоротf ное ведоиое колесо, объединенное гибкой внешней связью, а также натяжное устройство и узел регулирования скорости подачи (2 g.

Однако устройство громоздко и иие; ет сложную конструкцию.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в вариаторе скорости механизма подачи горной машины, включающем регулятор скорости с гидроцилиндраии управления и передачу с гибкой связью, выполненной в виде. ведомого колеса, связанного с выходным валом, и двух неподвижных зубчатых колес, установленных соосно с ведущим валом, на котором размещено водило и ролики с осями, гибкая связь выполнена в виде упругого стального кольца с внутренними зубьями и центральной про3 92627 точкой, в которой расположены ролики, оси которых шарнирно связаны с водилом посредством поворотных поводков, снабженных опорными втулками с внутренней резьбой, при этом регуля" тор скорости выполнен в виде двух плавающих ползунов с торцовыми винтами установленными с возможностью взаимодействия с опорными втулками, На фиг, 1 изображен вариатор скорости продольное сечение; на фиг. 2 то же> поперечное сечение.

Вариатор скорости подачи горной машины состоит из блока 1 неподвижных зубчать,х колес, водила 2, ведомого колеса 3, связанного с выходным валом

4, объединяющей их гибкой связи 5, натяжного устройства б и регулятора

7 скорости °

Блок 1 образован двумя зубчатыми колесами 8 и 9, закрепленными в опорах 10 и 11 корпуса машины. Водило 2 состоит из двух фланцев 12 и 13, закрепленных на ведущем валу 14 вариатора.Между фланцами размещены четыре ролика 15. Ось 16 каждого роли" ка шарнирно связана с фланцами .г водила 2 поворотным поводком 17 с опорной втулкой 18, установленной в фланцах водила 2 по ходовой посадке.

Внутри втулки 18, в средней части, нарезана резьба с углом подъема винтовой линии с =45 . Колеса 8 и 9, а также ведомое колесо 3 снабжены наружными зубьями. Гибкая связь 5 представляет собой упругое сталь« ное колесо с внутренними зубьями и центральной проточкой. До сборки кольцо имеет цилиндрическую форму, а после сборки оно входит в зацепле«и

we "с зубьями колес 8,9 и 3 и в контакт с роликами 15 своей проточкой и принимает овальную форму.

Натяжное устройство 6 выполнено в виде двух пружин, фиксирующих на корпусе две щеки 19 и 20 соединяющие вал 21 ведомого колеса 3 и выходной вал 4, Эти валы, кроме того, соединены зубчатой парой -22-23, Регулятор 7 скорости предназначен для парного регулирования радиуса центра вращения роликов R и состоI ит из двух одинаковых устройств, связанных с гидроцилиндрами управления тягами 24 и 25, Каждое устройство состоит из плавающего ползуна 26 с двумя торцовыми винтами 27 и 28, которые входят ео втулки i8 поводков 17, несущих ролики 15 с осями 16 вращения.

7 4

Винты и втулки образуют несамотормозящиеся винтовые пары. Ползун 26 подшипниками 29 связан со стаканом 30 установленным в круговой расточке неподвижной опоры 10. Тяга 24 соединена со стаканом 30 через проушину его подшипниковой крышки 31.

Ведущий вал 14 вариатора соединен с валом двигателя с помощью предохранительной муфты (не показана). Выходной вал вариатора соединяется с ведущим звеном движителя горной машины. Гидроцилиндры управления снабжаются гидрозамками.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 14 с угловой частотой {ю, с той же частотой вращается водило 2, которое своими роликами 15 отжимает от неподвижных зубчатых колес 8 и 9 упругое кольцо, деформирует его, генерирует в нем волны упругой деформации и заставляет перекатываться по колесам 8 и

9, При этом ведомое колесо 3 за счет сцепления с упругим колесом вращается в ту же сторону, что и ведущий вал, но с замедленной частотой. Изменение частоты вращения ведомого колеса осуществляется за счет изменения разности числа зубьев следующим образом.

C помощью гидроцилиндров и тяг 24 и 25 приводятся в осевое перемещение ползуны 26, которые винтами 27 и 28 (и двумя другими, не показанными) вращают с помощью несамотормозящейся резьбы втулки 18 с поводками 17 и роликами 15. При этом изменяется радиус расположения роликов Й и длина периметра с166 гибкой связи и, следовательно, число зубьев и их разность.

Если происходит уменьшение разности числа зубьев и и радиуса R, то все ролики опускаются одновременно, Если, наоборот, происходит увеличение 62и К, то ролики. находящиеся в зоне контакта гибкой связи с неподвижными колесами, не могут йриподняться из-за зубчатого зацепления гибкой связи с неподвижными колесами, а ролики, находящиеся в противоположной зоне парно, отводятся своими поводками на новый увеличенный радиус вращения К,1, Вторая пара роликов выводится на этот радиус после того, как попадает при вращении в эту зону, Для того, чтобы предотвратить самопроизвольное сближение роликов

926277

5 к центру вращения ведущего вала под нагрузкой, из-за применения несамотормозящейся резьбы во втулках

18, и применяют в гидроцилиндрах гидрозамки, Ь

Компенсация изменения длины периметра обката 466 фиг.2 осуществляется поворотом вала 21 ведомого колеса 3 с подпружиненными щеками 19 и

20 относительно выходного вала 4.

При этом положение оси этого вала не изменяется, что облегчает конструирование движителя горной машины.

Вариатор скорости подачи горной машины обеспечивает необходимую величину передаточного числа, как зубчатая волновая передача и необходимый диапазон регулирования, как волновая передача между параллельными валами го с генератором волн, имеющим переменный радиус расположения осей деформирующих роликов. При этом исключается применение ненадежного и дорогостоящего объемного гидропривода

25 . типа насос-гидромотор, а также гибко го звена в виде втулочно-роликовой . цепи, Использование предлагаемого уст30 ройства позволит повысить надежность и компактность механизма подачи горной машины, 6

Формула изобретения

Вариатор скорости механизма подачи горной машины, включающий регулятор скорости с гидроцилиндрами уп» равления и передачу с гибкой связью, выполненной в виде ведомого колеса, ! связанного с выходным валом, и двух неподвижных зубчатых колес, установ ленных соосно с ведущим валом, на котором размещено водило и ролики с осями, о т . и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции гибкая связь выполнена в виде упру-. гого стального кольца с внутренними зубьями и центральной проточкой, в которой расположены ролики, оси которых шарнирно связаны с водилом посредством поворотных поводков, снабженных опорными втулками с внутренней резьбой, при этом регулятор скорости выполнен в виде двух плавающих ползунов с торцовыми винтами, уста. новленными с возможностью взаимодействия с опорными втулками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Путинцев В.Д. и др. Поршневой механизм подачи горных машин.

C6 ° УГРИ И 2-68- 1, НИИИНФОРМТЯЖМАШ,М., 1968, с. 11-12.

2, Авторское свидетельство СССР по заявке М 2748442,кл.Е 21 С 29/00, 1979 (прототип)..

926277

Составитель М.Баранова

Редактор А,Шишкина Техред С..Иигунова Корректор " шароши

Заказ 2923/23 Тираж 624 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, москва,Ж-35, Раушская наб.,д,4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4