Фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социвпистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>926403 (61) Дополнительное к авт. свнд.-ву (22)Заявлено 18,06.80 (21) 2ц42481/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5т)М. КЛ.
F 16 0 67/02
Государственный комитет по делам наебретеннй н открытий (53) УДК 621.825.
° 54(088.8) Опубликовано 07. 05.82. Бюллетень М 17
Дата опубликования описания 07.05.82 (72) Авторы изобретения
В.В.Цаповалов и Н.В.Дымов
I е
Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта 1 (7l ) Заявитель (4) фРИКЦИОНН4я Иуфт4Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодейству- ющие через инерционные колодки 1,1). .Недостатком ее является низкая погрузочная способность, так как момент передается только за счет сил инерции колодок.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является фрикционная
I5 муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и механизм, включения, выполненный в виде смонтированных на ведущей полумуфте и подпружиненных к центру колодок с инерционными мас-.. сами и радиально расположенными стержнями и контактирующего с -колодками при включении барабана, связанного с ведомой полумуфтой (2).
Недостатком его является невозможность ограничения величины передаваемого момента.
Цель изобретения — ограничение величины передаваемого момента.
Поставленная цель достигается тем, что фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и механизм включения в виде смонтированных на ведущей полумуфте колодок и связанного с ведомой полумуфтой барабана,снабжена закрепленными на ведущей полумуфте против колодок упорами и пружинами растяжения, закрепленными на концах стержней и инерционных массах, а последние смонтированы на стержнях колодок подвижно.
На фиг.1 показана фрикционная муфта,разрез; на фиг. 2 - сечение 4-4 на фиг.l; на ц иг.3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг.4 - вид В на фиг. 1; на фиг.5 — узел T на фиг. 4.
Фрикционная муфта имеет ведущую полумуфту l,âåäoìóà полумуфту 2 с
926403
1О нанесенной на.нее фрикционной композицией 3.Барабан механизма 4 включе-, ния смонтирован на радиально-упорном подшипнике 5 и через упорные подшип- ники 6 связан с ведомой полумуфтой 5
2, колодки 7 связаны пружинами 8 с ийерционными массами 9. Возвратные пружины 10 соединены с колодками 7.
На валу ll смонтирована тарельчатая пружина 12.
Колодки имеют фрикционные накладки 13. Пружина 8 с одной стороны прикреплена к инерционной массе, а с ,другой стороны — к гайке 14, навинчивающейся на стержень 15 колодки, Подвижная ведомая полумуфта выполнена в виде диска, сидящего на шпонке по скользящей посадке, На левом торце этого диска нанесена фрикционная композицMR а пра- . вый торец имеет криволинейную поверхность, образующие которой перпендикулярны оси этого диска и пересекаются с ней. Последующая образующая выполнена со смещением по оси диска на единицу длины и поворотом относительно предыдущей на единицу угла. С данной криволинейной поверхностью контактируют подшипники, уста- . новленные на барабане механизма вклю- З11 чения.
Ведущая полумуфта 1 вращается относительно вала и при достижении расчетной скорости колодки с расположенными на них инерционными масса- M ми 9 под действием центробежных сил прижимаются к внутренней фрикционной поверхности барабана механизма 4 включения. После соприкосновения колодок с поверхностью барабана инер- 4о ционные массы под действием центробежных сил начинают растягивать пружины 8, передвигаясь вдоль стержней
15 колодок до упоров 16, обеспечивая прижатие колодок к барабану меха- 4s низма включения с необходимой силой.
Инерционные массы 9 под действием центробежных сил оказывают воздейст-. вие на колодки в виду того, что пружины 8 с одной стороны прикреплены gg к инерционной массе 9, а с другойк гайке 14, навинчивающейся на стержень 15 колодки.
При дальнейшем увеличении скорос- ти врацения ведущей. полумуфты и соответственно центробежной силы, увеличения силы прижатия колодок к барабану не происходит, так как упоры препятствуют дальнейшему передвижению инерционных масс, За счет сил трения барабана между Фрикционными накладками колодок и внутренней поверхностью барабана механизма включения происходит его радиальное перемещение относительно ведомой полумуфты, так как диск механизма включения может совершать только радиальное перемещение (он зафиксирован от осевого перемещения), ведомая полумуфта перемещается в осевом направлении и прижимается к торцевой поверхности ведущей полумуфты. Муфта включена.
В случае возникновения на роторе генератора крутящего момента выше номинального происходит проскальзывание колодок относительно барабана механизма включения. Такое конструктивное решение обеспечивает предохранение элементов привода от перегрузок, повышение надежности и долговечности. По мере изнашивания фрикционных накладок, колодки за счет натяжения пружин прижимаются к Фрикционной поверхности барабана механизма включения, компенсируя,тем самым, износ Фрикционных накладок.
Таким образом, применение колодок связанных пружинами с инерционными массами, имеющими возможность перемещения вдоль стержней инерционных колодок позволяет компенсировать износ фрикционных накладок и обеспечивать передачу постоянного крутящего момента, предохраняя привод от перегрузок, а следовательно, повышает надежность и долговечность привода. а
Использование изобретения позволит более эффективно эксплуатировать приводы генераторов пассажирских вагонов, предохранить их от перегрузок, повысить их надежность и дол" говечность, снизить их металлоемкость °
Формула изобретения
Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и механизм включения, выполненный в виде барабана, связанного с ведомой палумуфтой, смонтированных на ведуцей полумуфте и подпружиненных к центру колодок с инерционными мас5 92640 сами, размещенных на радиально рас- положенных стержнях с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью барабана, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью ограничения величины передаваемого момента, она снабжена закрепленными на ведущей полумуфте против колодок упорами и пружинами растяжения, закрепленными на -концах стержней и на инерци- 10 онных массах, а последние установле3 6 ны на стержнях с возможностью осе" вого перемещения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Поляков В.С,, барбаш И.Д., Ряховский О.A. Справочник по муфтам.
Л., "Машиностроение", 1974, с.298, рис .Vill. 6.
2 ° AsTGpcKoe свидетельство СССР по заявке h 2798522/29-27 кл. F 16 0 67/02, 1979 (прототип).