Винтовая пара с трением качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
926 <06
3 поворота относительно своей оси, а кольцевая проточка ее эксцентрична относительно этой же оси.
Кроме того, ме><ду направляющими обоймами и резьбовыми опорами размещен промежуточный элемент из антифрикционного материала.
На <>>иг.1 изображена винтовая пара с трением качения; на фиг.2разрез А-А на фиг.1," на фиг.3 - 10 рабочий контакт тел качения с винтовой канавкой.
Винтовая пара с трением качения содержит винт 1, гайку 2, поворотную направляющую обойму 3, продоль- 15 ная ось Б-Б которых перпендикулярна оси Z-Z винта 1. В поворотных направляющих обоймах выполнены кольцевые проточки S. Ось 0-0 кольцевой проточки эксцентрична относительно. г<> оси А-A поворотной направляющей обоймы на величину d.. В кольцевых проточках расположены тела качения, выполненные в виде шаров. 4, которые опираются на шарики 5 меньшего диа- 25 метра. Нары 4 находятся в контакте с винтовой канавкой в точках К и М и совместно с обоймами зафиксированы в продольном направлении через промежуточные элементы 6 резьбовыми зв опорами 7, контрящимися гайками 8.
Направляющие поворотные обоймы 3 смонтированы в гайке на подшипниках
9. Количество обойм по окружности и длине гайки определяется требованиями по жесткости и несущей способности винтовой пары.
Винтовая пара качения работает следующим образом.
Первоначальная регулировка рав- 4<> номерного поджатия шаров 4 к винтовой канавке в точках К и М производится через промежуточный элемент
6 завинчиванием резьбовых опор 7 тарированным, равным для всех опор, моментом, после чего резьбовые опоры в гайке контрятся гайками 8. При нагру><ении гайки 2 усилием
Р .происходият местные деформации винтового BblcTyna в точках К и воз-. никают микрозазоры в точках М. При вращении винта 1 его винтовой выступ взаимодействует с телами качения 4 в точках К и вращает их вокруг оси
0-0. Нары 4, вращаясь, перекатываются по шарикам 5, передающим: усилие
4 через обойму 3 на гайку 2, которая совершает поступательное движение.
Возникающему моменту M=R -d от реакции осевой Р и радиальной Я сил, стремящемуся повернуть обойму 3 в подшипнике 9, противодействует момент N><, от сил трения между обоймой и резьбовой опорой 7.
При движении шара 4 по винтовому выступу, имеющему отклонение от номинального шага с точки Г, на шар будет воздействовать момент М -R d„
1 от осевой Р< и радиальной Я,, сил.
При превышении момента М „ под моментом М рв контакте поворотная обоймарезьбовая опора произойдет поворот обоймы 3 в подшипниках 9 вокруг оси
Б.>-Б.> на угол у, величина которого определяется равенством противодействующих моментов М 1 и М р, а ось
0-0 займет положение 0-„-0 „.
Использование винтовой пары с трением качения значительна повысит про,изводительность труда при монтажных и юстировочных работах.
Формула изобретения
1. Винтовая пара с трением качения, содержащая винт, гайку с расположенными в ней по винтовой линии, с шагом, равным шагу винта, резьбовыми опорами и направляющими обоймами, каждая из которых имеет кольцевую проточку с размещенными в ней телами качения, и взаимодействующие с последними тела качения, расположенные в канавках винта, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способ" ности пары, каждая направляющая обойма установлена в гайке с возможностью поворота относительно своей оси, а кольцевая проточка ее эксцентрична относительно этой же оси.
2. Винтовая пара по п.1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что между направляющими обоймами и резьбовыми опорами размещен промежуточный элемент из антифрикционного материала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
8Г 570745, кл. F 16 H 25/22, 1973 °
2. Авторское свидетельство СССР
N 202672, кл. Г 16 Н 25/22, 1965 (прототип).