Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

В.С. Левадный

Экспериментальное проектно-конструкторск

Главсевкавстрой Министерства строительст тямелой индустрии СССР (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

ОБЗОРНОСТИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для определения обзорности транспортного средства, установленного на горизонтальной площадке через окна кабины и может быть использовано при проведении работ с опытным образцом, а также при проведении заводских и приемочных испытаний всех видов транспортных средств.

Известно устройство для определения обзорности транспортного средства, содержащее воспроизводящий места положения глаза оператора элемент, смонтированный на установленной внутри кабины штативе, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения. В указанном устройстве приспособление для трассирования в пространстве линии наблюдения выполнено в виде смонтированного на поворотной стойке телескопического штока, а элемент, воспроизводящий места положения глаз оператора, выполнен в виде пластины с от верстиями, в которые устанавливается стойка с телескопическим штоком.

С помощью известного устройства определяют предельные углы видимости на границах прозрачных и непро" зрачных частей кабины путем совмещения конца телескопического штока с характерными точками кабины, на практике же при проведении испытаний

10 транспортных средств необходимо из кабины оператора определить границу перехода невидимой части в ви" димую на поверхности площадки и результаты испытаний оформить в виде

t5 схемы обзорности P) .

Так как телескопический шток при выдвижении образует ступеньки по своей поверхности, то прямая линия взора оператора в известном устройстве заменяется ступенчатой, что приводит к значительным ошибкам при определении границ перехода невидимой части в видимую, т.е. при отыс9 2Ь 5

3 кании граничных точек обзорности, определить выступающие точки транспортного средства, влияющие на обзорность, также затруднительно из-за ступенчатой поверхности штока. 5

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для определения параметров обзорности кабины тран-: спортного средства, содержащее воспринимающий места положения глаз 10 оператора элемент, смонтированный на установленном в кабине штативе, и приспособления для трассирования в пространстве линий наблюдения, снабженное трассирующим элементом, выполненном с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси штатива l2) .

Указанное устройство также имеет высокую погрешность определения 20 граничных точек обзорности не обеспечивает определения точек транспортного средства, ухудшающих обзорность.

Цель изобретения — повышение точности определения граничных точек обзорности и выявления выступающих точек транспортного средства, ухудшающих обзорность.

Указанная цель достигается тем, что воспринимающий места положения глаз элемент .выполнен в виде головки, установленной с возможностью ее продольного перемещения в штативе на поверхности которой выполнена замкнутая дорожка, имеющая крайние левую и правую точки, определяющие соответственно крайние левое и правое положения глаз оператора, при этом устройство снабжено устанавливаемой вне транспортного средства перемещаемой стойкой, со смонтирован ным в ее верхней части барабаном, а приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения выполнено в виде колеса, установленного на указанной дорожке с возможностью перемещения по .ней, причем трассирующий элемент выполнен в виде струны, один конец которой закреплен на оси колеса, а другой пропущен через нижнюю часть стойки и закреплен на барабане последней.

Кроме того, для обеспечения сигнализации при определении граничных точек обэорности, головка выполнена 55 из электроизоляционного материала снабжена металлическим стаканом с установленным на нем корпусом цоко56 4 ля электролампы, контакт которой соединен с положительной клеммой ак кумуляторной батареи транспортного средства, а на оси колеса установлен с возможностью свободного вращения ролик, контактирующий с корпусом цоколя электролампы через металлический стакан, при этом один конец струны связан с роликом, а другой электроизолирован от стойки.

Причем с целью механизации отме(ок граничных точек обзорности, стой <а снабжена толкателем, который

:оединен с ней в. верхней части шарнирно установленным подпружиненным рычагом, нижняя часть толкателя снабжена П-образным коромыслом, шарнирно связанным толкателем в своей средней части, при этом один конец коромысла шарнирно связан со стойкой, а другой снабжен тампоном, взаимодействующим с установленной под ним емкостью с краской, На фиг. I изображено устройство для определения обзорности транспортного средства, общий вид; на фиг. 2элемент, воспроизводящий места поло-. жения глаз оператора, вид сбоку (разрез); на фиг. 3. — то же, вид сверху; на фиг. 4 - изображена стойка.

Устройство для определения обзорности транспортного средства 1 содержит воспроизводящий места положения. глаз оператора элемент, смонтированный на штативе 2, закрепленном внутри кабины транспортного средства и приспособление для трассирования и пространства линий наблюдения.

Воспроизводящий места положения глаз оператора элемент выполнен в виде головки 3 (фиг. 2). Головка установлена с возможностью осевого перемещения в штативе 2 и зафиксирована с помощью штыря 4 и ряда отверстий 5. На горизонтальной поверхностью головки 3 выполнена замкнутая . эллептической формы дорожка 6 (фиг. 3) с большой осью /. ((равая сторона дорожки 6 соответствует правой стороне эллипса А, левая сторона дорожки соответствует левой стороне эллипса Ь . Эллипсы A и Ь являются геометрическими местными точек возможного положения соответственно правого и левого глаз оператора, Приспособлений для трасировай» ния в пространстве линий наблюдения

5 9265 выполнено в виде колеса 8 (Фиг. 2), установленного на дорожке 6. На оси колеса 8 на уровне главного луча зрения закреплена металлическая струна 9, Устройство снабжено стойкой 10, $ выполненной в виде трубы (фиг. 4).

Стойка 10 установлена за пределами транспортного средства 1 на площадке 11 и с. воэможностью перемещения по последней. о

На площадке 11 очерчены по крайней мере две взаимно перпендикулярные оси 12 и 13. Другой конец струны 9 пропущен через оконный проем транспортного средства, нижнюю часть 1$ стойка 10 и закреплен на барабане ,14. Стойка 10 снабжена катками 15 для возможности перемещения по площадке 11 (фиг. 1).

Головка 3 выполнена из электро- 20 изоляционного материала и снабжена токопроводящим, например металлическим стаканом 16.(фиг. 2) в котором установлен корпус цоколя электролампы 17, при этом металлический 2$ стакан 16 и корпус цоколя, вставленный в стакан электролампы 17 обеспечивают электрический контакт.

Электролампа 17 размещена на большой оси 7 (фиг 3) в точке, определяю- зо щей центр поворота головы оператора.

На оси колеса 8 установлен с возможностью свободного вращения металлический ролик 18, который через стакан 16 электрически соединяет корпус цоколя электролампы 17 со струной 9.

Контакт электролампы 17 соединен проводом 19 через выключатель 20 с положительной клеммой аккумуляторной батареи транспортного средства 1 (не показано), а отрицательная клемма аккумуляторной батареи соединена с корпусом транспортного средства.

Для механизации отметок граничных точек обзорности стойка 10 (фиг. 4) снабжена толкателем 21, соединенным в верхней части со стойкой

10 с .помощью подпружиненного плоской пружиной 22 рычага 23, который шарнирно крепится к стойке 10 и тол$0 кателю 21. В нижней части толкатель

21 шарнирно связан со средней частью

П -образного коромысла,24, один конец которого шарниром 25 соединен со стойкой 10, а противоположныйснабжен тампоном 26, под которым

$$ установлена емкость 27 с краской.

Для предотвращения самопроизвольного разматывания струны 9 сверху

56 6 барабана 14 установлена собачка 28.

Провисание струны 9 от действия ее веса исключается грузилом 29, которое подвешено на одном из роликов

30, через которые в стойки 10 протянута струна 9. Чрезмерное натяжение струны 9 предотвращается скобой 31„ установленной на оси 32. На скобе

31 установлен упор 33 для ручки барабана 14.

Для предотвращения электрического контакта струны 9 со стойкой 10 барабан 14, ролики 30 и другие элементы стойки, с которыми контактирует струна 9, выполнены из электроизоляционного материала, Устройство работает следующим образом.

Испытуемое транспортное средство

1 до его окраски и со снятыми стеклами кабины устанавливают на горизонтальной площадке 11, разграфленной взаимно перпендикулярными ося» ми 12 и 13.

Затем в кабине на рабочем месте оператора закрепляют штатив 2 таким образом, чтобы вертикальная ось электролампы 17 совпала с вертикаль" ной осью 34, мысленно проведенной из точки пересечения осей 12 и 13 площадки ll. При этом ось 7 ориентируют параллельно колеи транспортного средства 1, т.е. оси 12 площадки 11. После этого высоту плоскости ручья ролика 18 доводят до уровня главного луча зрения оператора с помощью осевого перемещения головки 3 в штативе 2 и закреплением штырем 4 в отверстии 5.

Установив стойку l0 на площадке

ll, протягивают струну 9 через окко кабины транспортного средства 1 и закрепляют на ролике 18. Предвврительно натянув струну 9 поворотом рукоятки барабана !4, включают выключатель 20.

После включения выключателя перемещают катками 15 стойку по горизонтальной площадке 11, все время натягивая струну 9 до соприкасания струны с транспортным средством 1. При касании струны 9 с поверхностью транспортного средства 1 замыкается электрическая цепь: "+" клемма аккумуляторной батареи, выключатель

20, провод 19, контакт электролампы

17, корпус с цоколя электролампы, стакан 16, ролик 18, струна 9, кор6556

36

1S

36

35 о

4S

50 !

7 92 пус транспортного средства 1 и "-" клемма аккумуляторной батареи. Поэтому электролампа загорается.

При перемещении стойки 10 натянутая струна 9, имитируя луч зрения оператора, увлекает за собой ролик

18 и колесо 8. Последнее, вне зависимости от своего местонахождениясправа или слева относительно оси 7, под действием натяжения струны 9 обегает дорожку и останавливается, выбрав ближайшее расстояние до граничной точки.

Таким образом, загоревшаяся лампа 17 сигнализирует о нахождении граничной точки обзорности по линии взгляда. Для отметки граничной точки нажимают на рукоять толкателя 21, преодолевая противодействие пружины

22. При этом толкатель 21 опускается, увлекая коромысло 24 ° Так как коромысло 24 одним своим концом шарнирно закреплено по стойке 10, то при опускании толкателя 21 коромысло

24 поворачивается вокруг шарнира 25, при этом тампон 26, описывая дугу, опускается в емкость 27 с краской, затем выходит из нее и, соприкасаясь с .внутренней стенкой емкости, сбрасывает во внутрь ее излишние капли краски, потом продолжая траекторию дуги, смоченный краской тампон упирается,в горизонтальную площадку 1l (как показано на Фиг. 4 пунктирной линией) и поднимается над ней. На площадке под стойкой тампон оставляет след краски, соответствующий местонахождению граничной точки обзорности, Сделав отметку граничной точки, рукоять толкателя 21 отпускают, при этом пружина 22 выпрямляется и плечо 23 возвращает толкатель 2 1 в исходное положение.

Таким же образом производят отыскивание и отметку последующих граничных точек. Отмеченные на площадке 11 граничные точки, вырисовывают схему обзорности. 8 местах схемы, наиболее удаленных от транспортного средства, производят отыскивание выступающих точек транспортного средства 1, ухудшающих обзорность, путем установки стойки 10 повторно в это место и осуществления последующих работ так, как описано выше.

Предлагаемое устройство просто в эксплуатации и позволяет с высокой точностью определять граничные точки обзорности транспортного средства, сразу на площадке получать схему

1 обзорности и определять выступающие точки, ухудшающие обзорность, что приводит к упразднению промежуточных расчетов для вычисления координат граничных точек с последующей разработкой схемы обзорности, а это в свою очередь приводит к повышению производительности труда при проведении испытаний.

По сравнению с известным предлагаемое устройство полностью исключает необходимость переналадки элемента, воспроизводящего места положения глаз оператора, что также приводит к повышению производительности труда.

Формула изобретения

1. Устройство для определения параметров обзорности кабины транспорт ного средства, содержащее-воспринимающий места положений глаз оператора элемент, смонтированный на установленной в кабине штативе, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения, снабженное трассирующим элементом, выполненным с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси штатива, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения граничных точек обзорности и BblRBJlG ния выступающих точек транспортного средства, ухудшающих обзорность, воспринимающий места положения глаз элемент выполнен в виде головки, установленной с возможностью ее продольного перемещения в штативе на поверхности которой выполнена замкнутая дорожка, имеющая крайние левую и правую. точки, определяющие соответственно крайние левое и правое положение глаз оператора, при этом устройство снабжено устанавливаемой вне транспортного средства перемещаемой стойкой, со смонтированными в ее верхней части барабаном, а приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения выполнено в виде колеса, установленного на указанной дорожке с возможностью перемещения по ней, причем трассирующий элемент выполнен в виде струны, один конец которой закреплен на оси колеса, а другой пропущен через нижнюю часть стойки и закреплен на барабане последней, 2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что для обеспечения сигнализации при определении граничных точек обзорности, головка выполнена из электроизоляционного материала и снабжена металлическим стаканом с установленным на нем корпусом цоколя электролампы, контакт которой соединен с положительной клеммой аккумуляторной батареи транспортного средства, а на оси колеса установлен с возможностью свободного вращения ролик, контактирующий с корпусом цоколя электролампы через металлический стакан, при этом один конец струны связан с роликом, а другой электроизолирован от стойки.

26556

1-0 .

3. Устройство по и. 1, о т,л ич а ю щ е е с я тем что с целью механизации отметок граничных точек обзорности, стойка снабжена толкателем, который соединен с ней в верхней части шарнирно установленным подпружиненным рычагом, нижняя часть толкателя снабжена П-образным коро" мыслом, шарнирно связанным с толкаio телем в своей средней части, при этом один конец коромысла шарнирно связан со стойкой, а другой снабжен тампоном, взаимодействующим с усзановленной под ним емкостью с краской

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 469907, кл. C 01 M 17/00, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

zo 491069, кл. С 01 М 17/00, 1974 (прототип).