Система управления движителями катера на воздушной подушке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖИТЕЛЯМИ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЖЕ, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера , содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройств ж каждого из движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления, система снабжена дополнительной поворотной рукояткой , выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано с задающш4 элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого соедщнено с вышеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной оси вращения установлены педали. (/) 2. Система управления движителями катера на воздушной подушке по п.1, отличающаяся тем, что дополнительная рукоятка выполнена с поворотной ручкой, связанной с органом управления частотой вращения вала двигателя.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„> SU„„926877

ГОСУДЮСТВЕННЫй HOMHTEE COOP

По ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И отНЕЫтЬЮ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2981529/27-11 (22) 15.09.80 (46) 07.04.88. Бюл. э 13 (72) В.В.Пластинин, И.А.Мартынов, А.С.Кудрявцев, В.В.Проценко, А,В.Рубинов, О.И.Старостин, В.С.Сускин, В.И.Евтюхов и С.А.Мальский (53) 629.124.9.039.002.54 (088.8) (56) Патент США У 3887030, кл. В 60 V 1/14, опублик. 03.06.75.

Аппарат на воздушной подушке Силенд типа Н-31. Инструкция водителю.

Издание фирмы Sealand Hovercraft htd1, Англия, 1973, с. 14-15. (54)(57) 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ- ДВИЖЙ

ТЕЛЯМИ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей, а также орган (51)4 В 60 V 1/11 B 60 V 1/14 управления частотой вращения вала двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления, система снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано с задающьм элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого коромысла соединено с въипеупомянутой рукояткой, а другое « с концом качалки, на которой по о6е стороны от ее вертикаль- З ной оси вращения установлены педали. у

2. Система управления движителями катера на воздушной подушке по п.1, С отличающаяся тем, чтодополнительная рукоятка выполнена с поворотной ручкой, связанной с органом управления частотой вращения вала двигателя.

926877

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования системы управления движителями катера на воздушной подушке.

Известна система управления движителями катера на воздушной подушке, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащие смонтированные в корпусе щ задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей.

Управление реверсивным устройством у такой системы управления осуществ- 15 ляется от двух рукояток, расположенных рядом. Они выполнены так, чтобы водитель мог манипулировать обоими одной рукой при одновременном управлении обоими реверсивными устройства-20 ми, причем управление частотой вращения вала двигателя производится отдельной рукояткой другой рукой водителя.

Недостаток такой системы управле- 25 ния состоит в том, что при необходимости работы реверсивных устройств

"враздрай" из промежуточного положения водитель должен бросить руль и рукоятку управления частотой враще- у) ния вала двигателя и перевести одной рукой одну рукоятку управления вперед, а другую другой рукой назад.

Такая операция, при отсутствии контроля эа рулем и двигателем крайне опасна при больших скоростях движения катера и может привести к аварии.

С другой стороны, отказ от подобного способа управления реверсивнымн устройствами. с целью повышения безопас- 40 ности движения в некоторых случаях приводит к снижению маневренных ка» честв катера на воздушной подушке.

Наиболее близкой к изобретению является система управления движите- 45 лями катера на воздушной подушке, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали н задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством .каждого иэ движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя.

Однако у такой системы управления имеется ряд недостатков, обусловленных прежде всего невозможностью фиксирования реверсивного устройства в промежуточном положении беэ постоянного нажатия на педали водителем, поскольку при отпускании педалей они под действием пружины возвращаются в крайнее положение, соответствующее

"Полный вперед". При совмещенном подъемно-движительном комплексе с приводом от одного двигателя, что присуще всем малым катерам, водитель не может выйти иэ катера для выполнения каких-либо операций, оставив двигатель работающим с наполненной воздушном подушкой, поскольку при отпускании педалей из промежуточного положения, соответствующего положению

1f II

Стоп, катер немедленно начнет двигаться вперед. Кроме того, при попутном ветре, когда катер движется на высокой скорости, даже при частичном реверсировании тяги водителю требуется постоянно держать педали нажатыми, причем точно в одинаковом положении, поскольку любое рассогласование в нажатии может привести. к развороту катера на высокой скорости и при определенных условиях к его опрокидыванйю..Другими недостатками яВляются трудность осуществления конструктивной .связи между педалями управления, реверсивным устройством и рукояткой управления частотой вращения вала двигателя, что необходимо для поддержания постоянной частоты вращения вала двигателя при введении в действие реверсивного устройства и опасность разворота катера на полном ходу при случайном нажатии на педаль при отсутствии ее блокировки.

Цель изобретения — повышение безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления катером на воздушной подушке.

Цель достигается тем, что система управления движителями катера на воздушной подушке снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано,c задающим элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого коромысла соединено с вышеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной оси вращения установлены педали.

926877

Целесообразно дополнительну;о руко ятку выполнять с поворотной ручкой, которую следует связать с органом управления частотой вращения вала

5 двигателя.

На чертеже схематически изображена описываемая система управления.

Система управления движителями 1 катера, симметрично расположенными 10 относительно диаметральной плоскости этого катера, содержит смонтированные в корпусе (не показан на чертеже) последнего педали 2 и задающие элементы 3 дистанционного управления, 15 связанные с реверсивным устройством

4 каждого из движителей 1, а также орган 5 управления частотой вращения вала двигателя (не показан на чертеже) .

Система снабжена дополнительной поворотной рукояткой 6, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой 7 с вертикальной осью 8 вращения, коромыслами 9, каждое из 25 которых кинематически связано с элементом 3, и тягами 10 и 11. При этом тяги 10 соединяют одно плечо кждого коромысла 9 с вышеупомянутой рукояткой 6, а другое — с концом ка- 30 чалки 7, на которой по обе стороны от оси 8 установлены педали 2.

Рукоятка 6 может быть выполнена с цоворотной ручкой 12, связанной с органом 5.

Элемент 3 может быть выполнен в виде гидроцилиндра со .штоком, а ручка 12 связана с органом 5 через червячный механизм (на чертеже не показан). Каждое коромысло 9 может быть 40 закреплено на вспомогательной качалке 13 с помощью оси 14.

Система управления симметрична относительно диаметральной пйоскости

Хатера на воздушной подушке. Качалка 45

13 обеспечивает однозначность положений всех элементов системы управления. Когда при движении катера возникает необходимость маневрировать на малом ходу без снижения наполнения воздухом подушки, переставляют рукоятку 6 в промежуточное положение, которая при этом воздействует через тягу 11 на одно плечо коромысла 9, которое при этом поворачивается относительно неподвижной в этот момент, точки, к которой присоединена тяга

10, и тем самым перемещает шток гидроцилиндра элемента 3, вызывая в конечном счете частичное реверсирование тяги, одинаковое на обоих движителях 1. в силу симметричности системы управления, равного воздействия рукоятки 6 на коромысла 9 v нейтрального положения педалей 2. После этого водитель фиксирует рукоятку б в промежуточном положении и нажимает на правую педаль 2 с целью развернуть, катер, например на правый борт, при этом качалка 7, поворачиваясь на вертикальной оси 8, одновременно воздействует через тяги 10 на коромысла 9 обоих бортов так, что они поворачиваются относительно теперь уже неподвижной, зафиксированной рукояткой 6 точки соединения тяги 10 и этого коромысла 9 в различные стороны, вызывая выдвижение штока задающего гидроцилиндра элемента 3 правого борта и убирание штока гидроцилиндра левого борта. При этом произойдет полное реверсйрование тяги движителя

1 правого борта, дача полной тяги переднего хода на левом борту, и катер развернется на правый борт. Устанавливая рукоятку 6 в промежуточное положение, водитель может одновременно поддерживать постоянной или изменять частоту вращения вала днигате ля с помощью поворотной ручки 12 на рукоятке 6. При положении рукоятки

6 "Полный вперед", которому соответствуют полностью выдвинутые штоки гидроцилиндров элементов 3 коромысла 9, происходит блокировка педалей

2 по причине фиксации точки соединения тяги 10 и рукоятки 6 и невозможности дальнейшего выдвижения штоков элементов 3 при случайном нажатии педалей 2 на полной скорости катера.

Таким образом описываемая система управления позволяет повысить безonасность плавания катера и облегчить водителю вождение катера на скоростях от средней до максимальной, особенно при попутном ветре, когда водитель может установить любую степень реверсирования тяги, с помощью рукоятки 6 зафиксировать это положение и сохранять его сколь угодно долгое время без дополнительных усилий.

У водителя появляется возможность покинуть пост управления для выполнения грузовых, спасательных и других операций, в то время, когда катер находится в положении "Стоп" при наполненной подушке и рукоятке 6, 5 926877 6 з афик сиро ванной в положе ни в положении частич- же облегчает вождение катера и поэвоного реверса. anè÷èå а ляет конструктивно связать опредеповоротнои ручки .12 управления часто- ленным законом реверсирования тяги той вращения вала дв ала двигателя вместо н изменение частоты вращения вала 5 отдельной рукоятки для этой цели так- двигателя.

Составитель В.Афонин

Редактор Н.Сильнягина Техред М.Дидык Корректор С,Черни

Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 3366

Производственно-полиграфическое предприятие, г. .ж ор д, у . р

r о л. П оектная 4