Реверсивная газовая турбина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РЕВЕРСИВНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА, содержащая рабочее колесо прямого . хода и дополнительное рабочее колесо, связанное через муфту с валом отбора мощности, отличающаяся тем, что, с целью повьппения экономичности , рабочее колесо прямого хода посредством дополнительной муфты связано с валом отбора мощности.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ социАлистичесних

РЕСПУБЛИН

„„SU„„926970 (Si)S F 01 Р 1/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изот етениям и открытиям пги гкнт оса (21) 2807570/06 (22) 09.08. 79 (46) 23.09.91. Бюл. У 35 (71) Дальневосточный политехнический институт им. В . В . Куйбышева

: (72) Э.Е. Фролов и М.В.Погорелов (53) 621 . 438 (088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 168961, кл. F 01 D i/30, 1964.

Изобретение относится к области ,: газотурбостроения и может быть использовано в тех областях народного,хо зяйства, где применяются реверсивные газовые турбины. Преимущественно изобретение предназначено для использования в качестве судовой реверсивной турбины.

Известна реверсивная газовая турбина, содержащая рабочее колесо прямого хода и дополнительное рабочее колесо, связанное через муфту с валом отбора мощности.

При работе на прямом ходу дополнительное колесо вращается вхолостую, что создает на этом ходу дополнительные потери.

Работа на обратный ход осуществляется путем поворота сопл и сцепления посредством разобщительно-сцепной муфты двух колес прямого хода и дополнительного - в единое колесо, образующее проточную часть S-образной формы.

Однако данная конструкция всережимной реверсивной турбины имеет сложную систему поворота сопл, в ко

2 (54) (57) РЕВЕРСИВНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА, содержащая рабочее колесо прямого хода и дополнительное рабочее колесо, связанное через муфту с валом отбора мощности, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности, рабочее колесо прямого хода посредством дополнительной муфты связано с валом отбора мощности„ торой появляются дополнительные потери от протечек через неплотности в i подвижных соединениях сопл.

Целью настоящего изобретения является повышеНие экономичности, Указанная цель достигается тем, что рабочее колесо прямого хода посредством дополнительной муфты связано с валом отбора мощности.

На чертеже изображена кинематическая схема реверсивной турбины.

Реверсивная газовая турбина содержит смонтированную в корпусе 1 входную неподвижную сопловую решетку 2 и установленные sa ней с возможностью независимого друг от друга вращения ,по крайней мере два рабочих колеса колесо 3 и дополнительное рабочее колесо 4 прямого кода. Лопаточные аппараты этих колес соответствуют взаимно противоположным направлениям вращения. При этом вал 5 одного из них, колеса 3, является валом привода компрессора 6, соединяя его с колесом 3 своим передним участком, а его задний участок, пропущенный с возможностью вращения через полый .

926970 вал 7 второго колеса 4, — к зоне расположения выходного вала 8 отбора

I мощности ° Последний на прямом ходу связан через разобщительно-сцепную

5 муфту 9 со вторым колесом 4. Турбина содержит также дополнительную разобщятельно-сцепную муфту 10, которая установлена между выходным валом 8 отбора мощности и валом 5 привода 10 компрессора. Муфты размещены в общем корпусе 11, внутренняя поверхность переднего фланца 12 которого составляет с расположенным в этом корпусе фланцем полого вала 7 муфту 9. При этом дополнительная муфта 10 реализуется позади муфты 9 — из заднего фланца 13 корпуса муфт и фланца 14 вала привода компрессора. Сам общий корпус муфт, через свой задний фланец 13, связан с выходным валом 8 отбора мощности.

Турбина работает следующим образом, Независимо от направления вращения вала 8 отбора мощности рабочее коле- g5 со 3 через свой вал 5 приводит во вравращение компрессор 6, тем самым обес- печивая, на всех режимах нормальную работу установки . В то же время дополнительное рабочее колесо 4 прямого хода турбины может либо находиться в свободной ротации, либо участвовать в выработке механической энергии турбины, Последнее соответствует основному режиму работы турбины — режиму прямого хода. Для осуществления

35 этого режима включением муфты 9 связывают вал 7 в",îðîãî колеса 4 с выходным валом 8 отбора мощности. Бла- годаря этому только мощность, выра. батываемая данным колесом идет на создание полезной нагрузки, а вся мощность, вырабатываемая колесом 3, используется для привода компрессора.

Таким образом, в режиме прямого хода достигаются максимально-возможные мощность привода компрессора и выходная мощность всей установки.

Для реализации обратного хода выключением муфты 9 и включением вместо нее муфты 10 связывают вал отбора мощности с валом 5 колеса 3, т.е. в один блок с компрессором. В результате этого второе колесо 4 перейдет в режим свободной ротации, а мощность колеса 3 распределяется между компрессором и полезной нагрузкой на валу 8 отбора мощности. Выходная мощность при этом, естественно, будет ниже — порядка 50Х от мощности прямого хода. Это, однако, не затрудняет использования силовой установки для решения большинства задач транспортных объектов, т.к. потребная для их заднего хода мощность редко превышает 507 мощности их основного режима переднего хода.

Направление вращения выходного вала при этом окажется противоположным основному режиму, что и требовалось обеспечить.

926970

Техред Л. Сердюкова Корректор Л.Пилипенко

Редактор E . Гиринская

Заказ 3727 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", . Ужгород, ул. Гагарина, 101