Откидное сиденье для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (5l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 200280 (21) 2885708/27-11 (53)М. Кл.! с присоединением заявки М

В 60 N 1/04

А 47 С 1/12

3осударетвснный квинтет (23) Приоритет но делам нзабретеннй н отнрытнв

Опубликовано 15.05. 82, Бюллетень М 18

Дата опубликования описания 15.05. 82 (53) УДК 629.113. .042. 2. (088. 8) (72) Авторы изобретения

Ъ у,, „

"\

И. С. Мазяр и В. т. Шевченко

1-,;;

Всесоюзный конструкторско-экспериментальйый институт автобусостроения

1 (71) Заявитель (54) откиДное сиДенье Для тРАнспоРтного

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к откидным сиденьям для транспортных средств.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является откидное сиденье для транспортного средства, закрепленное к промежуточной б опоре и содержащее подушку, фиксируемую в нерабочем положении и свя10 занную шарнирно, посредством осей с опорными кронштейнами, составную опору, связанную одним концом с подушкой, а другим — с установленным на полу нижним кронштейном шарнирно, 15 посредством горизонтальной оси, при этом опора выполнена составной из шарнирно соединенных звеньев, один конец опоры связан с краем подушки шарнирно, а другой ее конец с нижним кронштейном — через пружину Щ .

Однако в известном откидном сиденьи при освобождении его пассажиром подушка сиденья остается в рабо2 чем положении и при установке таких сидений в проходе подушка препятствует эвакуации пассажиров из транспортного средства. Для приведения сиденья в нерабочее положение необходимо воздействие на него пассажиФ, ра, что в свою очередь требует затраты дополнительного времени.

Известное сиденье характеризуется также сложностью конструкции и большой материалоемкостью ввиду наличия большого количества звеньев составной опоры и шарнирных соединений, а также наличия соединительной пластины между промежуточной опорой и подушкой сиденья. Кроме того, в звеньях составной опоры преобладают изгибающие нагрузки, что требует увеличения материалоемкости звеньев;

Цель изобретения — улучшение условий для эвакуации пассажиров из транспортного средства посредством автоматического освобождения

3 92757 сиденьем прохода после освобождения

его пассажиром при упрощении конст-: рукции и уменьшении материалоемкости.

Это достигается тем, что опора выполнена в виде 1-образной стойки, =остоящей из вертикальной опорной ножки и горизонтального поводка, соединенных между собой шарнирно, посредством оси, а в зоне соедине- 10 ния опорной ножки с поводком к стойке закреплена пружина растяжения, другой конец которой закреплен к кронштейну, жестко связанному с полом, причем в рабочем положении си- ts денья точка крепления пружины к кронштейну смещена вверх по отноше,нию к точке крепления пружины к стойке, Кроме того, ось шарнирного соеди- щ нения опорной ножки с подушкой расположена смежно со средней частью подушки,.причем упомянутая ось и ось шарнирного соединения опорной ножки с поводком при нерабочем 25 положении сиденья расположены в одной вертикальной плоскости.

На фиг. 1 показано откидное сиденье, вид сбоку, сложенное и рабочее положение, на фиг. 2 - связь 30 стойки с пружиной и кронштейном, увеличенный вид; на фиг. 3 — установка откидных сидений в транспортном средстве; на фиг. 4 — кинематическая схема сиденья.

Откидное сиденье для транспортного средства содержит подушку 1, с которой посредством горизонтальной оси 2, закрепленной смежно со средней 40 частью подушки l, соединена опора в виде L-образной стойки, .которая состоит из вертикальной опорной ножки

3 и горизонтального поводка 4, соединенных между собой посредством оси 5.

При этом ось 2 шарнирного соединения

45 ножки 3 с подушкой 1 и ось 5 шарнирного соединения ножки 3 с поводком

4 при нерабочем положении сиденья расположены в одной вертикальной плоскости. Нижний конец стойки посредством оси 6 соединен с кронштейном. 7, закрепленным неподвижно к полу транспортного средства. К кронштейну 7 в точке 8 закреплена пружина растяжения 9, другой конец которой соединен со стойкой в зоне соединения ножки 3 с поводком 4, осью 5;

При этом в рабочем положении сиденья

9. 4 точка 8 крепления пружины 9 к кронштейну 7 смещена вверх по отношению к оси 5 крепления пружины к стойке.

Пружина 9 закрыта кожухом 10, установленным на поводке 4. Подушка 1 шарнирно соединена посредством оси

11 с кронштейнами 12, установленными на поперечно расположенном сиденьи

13. Для ограничения откидывания подушки 1 в верхней части ножки 3 установлен упор 14.

В нерабочем положении подушка 1 занимает вертикальное, положение эа счет усилия предварительно натянутой пружины 9, которая, воздействуя на ось 5 посредством ножки 3 и поводка

4, удерживает подушку 1 в этом положении. При этом ось 2 соединения ножки 3 с подушкой 1 и ось 5 соединения ножки 3 с поводком 4 расположены в одной вертикальной плоскости, а упор 14 взаимодействует с нижней частью подушки 1. При переводе сиденья в рабочее положение (на фиг.! и 3 показано штрихпунктирными линиями) подушка 1 поворачивается относительно горизонтальной оси 11, а ножка 3 с поводком 4 перемещаются в вертикальной плоскости, при этом поводок 4 занимает горизонтальное положение и соприкасается с полом транспортного средства.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в более быстрой эвакуации из предложенного, чем из известного транспортного средства пассажиров вследствие автоматического освобождения прохода, занимаемого откидным сиденьем, после освобождения его пассажиром.

Кроме того, конструкция сиденья более проста в сравнении с известным, имеет меньшую материалоемкость ввиду более простой опоры, состоящей из двух звеньев и меньшего количества шарнирных соединений. Условия нагружения сиденья, его узлов крепления и опоры, которые разгружены от воздействия изгибающих моментов, более благоприятные, так как значительную часть нагрузки воспринимает опорная ножка (работает на сжатие), вследствие чего уменьшена также материалоемкость откидного сиденья.

Формула изобретения

1. Откидное сиденье для транспортного средства, прикрепленное к проме. жуточной опоре и содержащее подушку, 927579 связанную с опорными кронштейнами посредством оси, и фиксируемую в нерабочем положении опору, связанную шарнирно посредством осей с подушкой и полом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения условий для эвакуации пассажиров из транспортного средства посредством автоматического освобождения сиденьем прохода после освобождения его пас- >0 сажиром при упрощении конструкции и уменьшении материалоемкости, опора выполнена в виде L-образной стойки, состоящей из вертикальной опорной ножки и горизонтального поводка, 15 соединенных между собой шарнирно посредством оси, а в зоне соединения опорной ножки с поводком к стойке прикреплена пружина растяжения, другой конец которой прикреплен к 20 кронштейну, жестко связанному с по. лом, причем. в рабочем положении сиденья точка крепления пружины к кронштейну смещена вверх по отношению к точке крепления пружины к стойке.

2. Откидное сиденье по п,1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что йсь шарнирного соединения опорнои ножки

4 с подушкой закреплена смежно со средней частью подушки, причем упомянутая ось и ось шарнирного соедйнения опорной ножки с поводком при нерабочем положении сиденья расположены в одной вертикальной плоскости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США М 2116366, кл. 297-43, 1938 (прототип) .

927579

Составитель Л. Смольская

Техред Т. Маточка Корректор Г.Огар

Редактор К. Волощук

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3135/23 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитету СССР

/ по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5