Задний обтекатель автопоезда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИE(927616
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
Союз Советскик
Соцкалмсткческмк
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свкд-ву (5l)N. Кл. (22) Заявлено 09. 06. 80 (2! ) 2938952/17-11 с присоединением заявки %в (23) Приоритет—
Опубликовано 15 ° 05 ° 82 Бюллетень Рй 18
Дата опубликования описания 1 5. 05. 82
В 62 0 35/00
В 62 0 37/02
Гоеударстесниый комитет
СССР (53) УДК 629 113. .011.5,629.113.
° 72: 5(088.8) до делам наебретений н открытий (72) Автор изобретения
A. Л. Богданчиков
i
4 в
Казахский научно-исследовательский и Ттроектыыц институт автомобильного транспорта (7l ) Заявитель (54) ЗАДНИЙ ОБТЕКАТЕЛЬ АВТОПОЕЗДА
Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к автопоездам, грузовым автомобилям и автобусам, двигающимся с высокими скоростями, и может служит для уменьшения аэродинамического сопротивления.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является- задний обтекатель автопоезда, содержащий закрепленные на задней стенке полуприцепа плоские элементы с аэродинамическими поверхностями (11.
Указанные элементы расположены параллельно набегающему потоку на некотором расстоянии от задней стенки кузова полуприцепа. При установке данного обтекателя на задней стенке кузова полуприцепа встречный поток частично направляется через зазор между задней кромкой обтекателя и стенкой кузова, а затем смешивается с воздухом, обтекающим его с внешних сторон, что препятствует образованию зон повышенной плотности и снижает аэродинамическое сопротив.ление автопоезда на 6-83. Указан" ный обтекатель обладает более прос.той конструкцией. но в остальном име„ет следующие недостатки: наличие зазора между внутренней поверхностью обтекателя и наружной стенкой полуприцепа приводит к забиванию его грязью и атмосферными осадками: при
1О высоких скоростях движения автопоезда данный обтекатель сам создает некоторое аэродинамическое сопротивление: при использовании известного обтекателя в средней части задней
15 стенки автопоезда устойчивость воздушных вихрей, необходимая для того, чтобы избежать образования зон повышенной плотности, практически не под20 держивается.
Целью изобретения является снижение расхода топлива и увеличение скорости движения автопоезда путем сни3 92761 женил аэродинамического сопротивле-. ния.
Поставленная цель достигается тем что в обтекателе, представляющем собой закрепленные на задней стенке полуприцепа плоские элементы аэродинамические поверхности, эти поверхности размещены Х-образно на задней двери кузова полуприцепа в плане последней и закреплены шарнирно, с воз- tO можностью .складывания их в нерабочее положение.
На фиг. 1 показан обтекатель общий вид, рабочее положение; на фиг.2 -, обтекатель, нерабочее (сложенное! 1s положение.
Обтекатель представляет собой че-, тыре плоских элемента .1 с аэродинами» ческими поверхностями, закреплейными
Х-образно, по линиям A-A (см.фиг.1) на задней стенке 2 кузова полуприцепа 3 (например, его двери) в плане последней с помощью шарнирных соединений 4, которые могут быть расположены как с наружной, так и с внутренней стороны задней стенки кузова, и скреплены между собой в рабочем положении с помощью защелки 5, раз мещенной в точке соприкосновения ппоских элементов 1, в их рабочем положе- в нии (точка Б, линия Б - Б ). .Плоские элементы 1 выполнены плавно расширяющимися к середине задней стенки
2 полуприцепа 3, а наружные периферий" ные %онцы этих поверхностей выполнены плавно скошенными или скругленными.
Устройство работает следующим обрабом.
Для приведения обтекателя в нера-. бочее положение, необходимое при за-. грузке (разгрузке) полуприцепа 3, открывают защелку 5 и поднимают нижние плоские элементы 1 обтекателя вверх, до упора в поверхность задней стенки 2, положение В и l3 (фиг.2), затем опускают до упора .верхние поверхности обтекателя в положение В и В (фиг.2). Сложенный обтекатель находится в устойчивом положении под действием собственного веса. Складывание обтекателя в нерабочее положе50 ние.обеспечивает шарнирные соединения 4. В сложенном нерабочем положении обтекатель не мешает разгрузке (загрузке) полуприцепа 4 через заднюю стенку 2. Для приведения обтекателя в рабочее положение достаточно поднять его верхние, а затем нижние плоские элементы 1, закрыв за6 4 щелку 5. При этом, элементы обтекателя соединяются по прямой Б-Б, перпендикулярной задней стенке 2 полуприцепа 3 и соответствующей оси симметрии данного полуприцепа. Таким образом, в рабочем положении поверхности 1 обтекателя образуют четыре . секции фиг.1) . При движении автопоезда в каждой из секций возникают устойчивые вихревые области ограниченные плоскими элементами 1 обтекателя, причем эти области не нарушаются при колебаниях автопоезда, при изменении атмосферной турбулентности и т.д.,Таким образом, элементы 1 обтекателя разделяют неустойчивую обширную вихревую зону, образующуюся за автопоездом во время его движения и отрицательно влияющую на его аэродинамические покаЗатели, на четыре устойчивые мелкие фиксированные зоны, перемещающиеся за автопоездом и препятствующие постоянному процессу срыва одних и образованиях других завихрений, сопровождающих движение автопоезда и снижающих .его аэродинамические качества.
Выполнение плоских элементов 1 обтекателя плавно расширяющимися к середине задней стенки 2. полуприцепа
3 обеспечивает наилучшие условия ,стабилизации воздушного потока, а выполнение наружных периферийных концов поверхностей 1 обтекателя плавно скошенными или округленными придает компактность и безопасность устройству. Конструкция проста, технологична и не представляет сложности в эксплуатации.
Применение обтекателя снижает аэродинамическое сопротивление автопоезда на 10-123, что составляет до 83 экономии топлива.
Формула изобретения
Задний обтекатель автопоезда, содержащий закрепленные на задней стенке полуприцепа плоские элементы с аэродинамическими поверхностями, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода топлива и увеличения скорости движения автопоезда путем снижения аэродинамического сопротивления, указанные элементы установлены на задней сTpHKp кузова полуприцепа )(-обрл i«. н п .а5 927 не последней и закреплены шарнирн .— относительно друг друга с воэможностью складывания их в нерабочее положение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Ü1Ü 6
1. Аэродинамическое сопротивление грузовых автомобилей и автопоеэдов и его влияние на топливную экономичность. Н., НИИАвтопром, 1978, с. 53, рис. 17 (прототип).
927616
Составитель С. Шаронов
Редактор К. Волощук Техред М. Уейвес Корректор С. Щомак
Заказ 3138/24 Тираж 680 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ц-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4