Способ укладки защитного слоя дорожного покрытия из битумного шлама

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз COBOTCNIIX

Соцнапнстнчесинк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»)927888 (В!) Дополнительное к авт. свид-ау (22) Заявлено 22.01.81 (21) 3228054/29-33 (5l }Ì. Кл.

E 01 С 19/48

E 01 С 19/16 с присоединением заявки М (23) Приоритет

3Ьсударственньй квинтет

СССР вв делан нзебретеннк н вткрыткй

Опубликовано 15.05.82. Бюллетень Рй)18

Дата опубликования описания 17.05.82 (53у УДК 693.546 (088.8) 1

В. М. Опьховиков, Б. Ф. Яновский и Г. С.

Государственный дорожный проектно-изыскательск исследовательский институт Гипронар (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) СПОСОБ УКЛАДКИ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ ДОРОЖНОГО

ПОКРЫТИЯ ИЗ БИТУМНОГО ШЛАМА

Изобретение относится к строительст ву автомобильных дорог, а именно способам строительства защитного слоя дс рожного покрытия иэ битумного шлама.

Наиболее близким к предлагаемому является способ укладки защитного слоя дорожного покрытия иэ пастового битумного шлама путем распределения битумного шлама по поверхности дорожного покрытия и уплотнения его проходящим .транспортом либо легкими катками после

16 испарения воды из слоя (lj.

Недостатком известного способа является длительное высыхание защитного слои (3-8 ч), что вызывает необходи1$ мость перекрывать на это время движение транспорта. Сроки высыхания обусловлены тем, что пластичность битумного шлама при укладке обеспечивается боль20 шим кбличеством свободной воды (1824 вес.%). Кроме того, этот способ характеризуется низкими показателями иэносостойкости и, как следствие, снвжением сроков службы и шероховатости защитного слоя иэ битумного шлама изза того, что транспорт приходится пускать по высохшему (или частично высохшему), но неуплотненному защитному слою. Уплотнение защитного слоя одновременно с укладкой смеси не представляется возможным, поскольку в свежеуложенном слое находится большое количество. свободной воды. Проезд транспорта по неуплотненному защитному слою приводит к образованию в отдельных местах ямочности и выносу крупных скелетных частиц, Это особенно проявляется в том случае, когда не удается воспрепятствовать движению транспорта по свежеуложенному э)щитному слою.

Использование легких катков для уплотнения защитного слоя после его высыхания в практике строительства не находит применения, поскольку привлечения дополнительных средств механизации и приводит к разрыву технолонического потока от 3 до 8 часов.

3 0278

Цель изобретения — повышение иэноссюстойкости и сокращение сроков сооружения защитного слоя.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу укладки защитного у слоя дорожного покрытия из битумного шлама, включающему распределение последнего по поверхности дорожного покрытия, обезвоживание и уплотнение укаткой, обезвоживание битумного шлама 36 осуществляют в процессе укатки при удельном давлении 0,10-0,16 МПа.

На фиг. l и 2 представлены зависимости процентного содержания воды в уло-

° женном шламе от удельного давления и 13 времени выоыхания.

Строительс1во запцитного слоя из битумного шлама предлагаемым способом осуществляется следующим образом.

36

На подготовленном основании распределяют битумный шпам при помощи шламораспределителя, который транспортиру-. ется непосредственно шламовозом. Шлам распределяют слоем толщиной 8-10 мм. 2s

Непосредственно к распределителю крепится уплотняющее устройство, выполненное и виде полого металлического катка с обезвоживающим приспособлением. Ширина катка должна быть равна ширине За укладываемой полосы, а его наружный диаметр составляет 600-700 мм. Полую часть катка заполняют при необходимости водой для создания удельной нагрузки порядка 0,10-0,16 МПа. Вода, отжатая из з битумного шлама, впитывается обезвоживающим приспособлением, а затем отводится эа обочину, Таким образом, одновременно с укладкой достигается предварительное уплотнение и частичное обезвоживание защитного слоя. СвежеуложенНую полосу ограждают от наезда транспортных . средств. Движение транспорта открывают после подсыхания битумного шлама в зависимости от погоды через

2 - 4 ч после начала укладки и уплотнения, Пример. В лабораторных условиях определяют1 режимы и эффективность предлагаемого способа на модели покрытия, представляющей площадку асфальтобетонного покрытия плошадью:

2 м, на которой распределяют битумный шлам марки "Б толщиной 10 мм. Часть . покрытия оставляют сушить не уплотняя, И а другую при помощи модели катка с губчатой эластичной поверхностью уплотняют различными удельными нагрузками., 88 4

На фиг. 1 представлена зависимость содержания воды в шламе от уплотняющего усилия катка. Кривую, представленную на фиг. l, можно характеризовать двумя этапами. На первом этапе при удельной нагрузке 0,02 - 0,16 МПа происходит удаление свободной воды (от 20 до 11;5%), причем максимальный эффект отбора воды (43% от массы всей воды в шламе) удается достичь при нагрузках 0,10 — 0,16 МПа. На втором этапе при увеличении удельной нагруэкц от 0,16 до 0,20 МПа объем удаляемой воды резко сокращается (0,2-0,3% от массы всей воды), поэтому дальнейшее увеличение нагрузки нецелесообразно.

На фиг. 2 представлены результаты высыхания опытных участков неуплотненного и уплотнснного битумного шлама. Кривые высыхания образцов в естественных условиях носят линейный характер и проходят параллельно друг другу. Из кривой 3 видно, что время высыхания предварительно уплотненного удельной нагрузкой 0,16 МПа битумного шлама в два раза меньше, чем неуплотненного (кривая 2) °

Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать режим уплот нения битумного шлама удельной нагрезкой 9,1-0,16 МПа. Дальнейшее увеличение нагрузки не приводит к улучшению результатов. Время высыхания битумного шлама после его уплотнения сокращается на 40-50%.

Для лабораторной оценки износостойкости предварительно уплотненного битумного шлама проводят испытания образцов в соответствии с известной методикой. Результаты испытаний показыва ют, что уплотнение жидкого шлама уменьшает его износ почти в два раза по сравнейию с неуплотненным и составля2 ет 0,55 г/см . Износ неуплотненного высохшего шлама составляет 1,05 г/см .

Уменьшение износа предварительно уплотненного битумного шлама происходит эа счет сближения крупных минеральных частиц и уплотнения растворной части шлама. Указанные изменения приводят к улучшению прочностных характеристик защитного слоя и содействуют хорошему закреплению крупных минеральных частиц в слое, что повышает срок службы и сохраняет длительную шероховатость зашитного слоя

Технико-зкономическая эффективность от использования предлагаемого способа

Способ укладки защитного слоя дорожного покрытия иэ битумного шлама, ч

1б!

И

Фйt

ВНИИПИ Заказ 3184/38 . Тираж 556 Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, уи. Проектная, 4

S 927888 6 по сравнению с применяемой технологией включающий распределение последнего заключается в ускорении времени высы- по поверхности дорсакного покрытия, хания защитного слоя, что сокращает за- обезвоживание и уплотнение укаткой, держку движения, повышении износостой- о т л .н ч а ю шийся тем, что, с кости и увеличении межремонтных сро- З целью повышения износостойкости и соков службы защитного слоя на 20-30%. крашения сроков сооружения, обезвожиКроме того, за счет уплотнения,ове- ванне битумного шлама осуществляют жеулмкенных защитных слоев из битумнэ - в процессе укатки прн.удельном давлего шлама уменьшается вероятность их нии Q,l0-0,16 МПа. разрушения в первые две недели. е Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l, Технические указания цо примеФ о р м. у л а и з о б р е т е н и a .. нению битумных шламов для-устройства. защитных слоев на автомобильных д рогах ВСН g7-76. М., 1 занспорт, 1977. с; 32 3.