Реле времени для испытателя пластов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

{ 4) РЕЛЕ ВРЕМЕНИ.ДЛЯ ИСПЫТАТЕЛЯ ПЛАСТОВ

Изобретение относится к испытанию, нефтегазовых и водяных скважин с по- мощью испытателя пластов на трубах и предназначено для регулировки его тормозной способности независимо от температуры в скважине.

Известно гидравлическое реле времени для испытателя пластов, включающее цилиндр, заполненный тормозной жидкостью, поршень, размещенный в цилиндре и связанный с силовым штоком испытателя пластов, а также дроссель в виде пакета пластин, в которых выполнены дополнительные отверстия, образующие дроссельные каналы, последовательно соединенные пазами, выполненными на торцах замыкающих пакет пластин (1).

Однако, скорость перемещения штока относительно камеры зависит от вязкости тормозной жидкости,. а его камера, заполненная жидкостью, сравнительно невелика, и она не обеспечивает скорости перетока тормозной жидкости, соответствующей турбулент,ному режиму течения. Для устранения этого недостатка потребовалось бы увеличить длину испытателя пласта до 10 и более метров, что нецелесоS образно. Кроме того, гидравлическое сопротивление вязкостного типа не стабильно по температуре.

Известно также реле времени испытателя пласта, содержащее корпус, шток, образующий с корпусом камеру, в которой размещен механизм торможения Г23.

Недостатком данного реле является необходимость регулировки гидравли ческого сопротивления в зависимости от забойной температуры.

Целью изобретения является обес- . печение надежности работы реле при изменении температуры в пласте.

Поставленная цель достигается тем, что шток имеет винтовую нарезку, а мехаЧизм торможения выполнен в виде установленной на штоке

3 9279 гайки, взаимодействующего с ней ре1 дуктора и подпружиненного фрикциона, контактирующего с последней ступенью редуктора.

На чертеже изображено реле времени для испытателя пластов, общий вид, Реле времени состоит из корпуса

1, разделенного на верхнюю и нижнюю части, взаимное положение которых 10 фиксируется с помощью контргайкистопора 2. Внутри корпуса 1 расположен шток 3 испытателя пластов, управляющий системой его клапанов и образующий с корпусом камеру, внутри 1S которой расположен тормозной механизм. На наружной поверхности штока 3 в его нижней части имеется винтовая нарезка 4, (угол подъема резьбы должен быть не менее 7 градусов), по которой перемещается гайка 5, упирающаяся при своем движении в кольцевой выступ 6, укрепленный с помощью винтов 7 к корпусу 1. На верхнем торце гайки имеются зубцы 8, 2g входящие в зацепление с зубцами редуктора 9, последняя ступень которо-, го контактирует с подпружиненным фрикционом 10, расположенным между корпусом 1 и редуктором. Сила торможения фрикциона 10 регулируется свинчиванием или развинчиванием верхней и нижней частей корпуса 1 и фиксацией с помощью контргайки 2.

При холостом ходе штока гайка 5 нижним концом упирается в шарикоподшипник 11, расположенный в камере.

Камера, внутри которой расположен тормозной механизм, заполняется смазочной жидкостью. Шток 3 и корпус герметизируются с помощью уплотнений 12.

Реле времени испытателя пластов работает следующим образом.

При передаче на испытатель пластов веса труб шток перемещается снизу вверх. При этом гайка 5, навинчиваясь по нарезке 4, поднимается вверх и упирается в кольцевой выступ 6, а зубцами 8 находит в зацепление с первой ступенью редуктора 9, заставляя его вращаться и вращая фрикцион 10.

За счет сил трения, возникающих при трении гайки 5 в винтовой нарезке штока 3, гайки 5 и кольцевой выступ

6, шестерен в редукторе 9 и при трении шайб фрикциона 10 с последней

89 б ступенью редуктора 9 и стенкой корпуса.1 обеспечивается период торможения поступательного движения штока 3.

Отрегулировав сжатие пружины фрикциона 10 путем свинчивания или развинчивания верхней и нижней частей корпуса 1, можно добиться необходимой скорости вращения всего тормозного механизма, а значит и движение штока.

При подъеме испытателя пластов на скважины шток 3 перемещается сверху вниз, гайка 3 перемещается вниз и выходит из зацепления с первой ступенью редуктора 9. Механизм торможения не работает. При последующем приложении к штоку нагрузки цикл работы реле повторяется.

Предлагаемое реле времени механического действия, а не гидравлического, и его работа не зависит от изменений температуры в пласте.

Поэтому оно может быть использовано во всех существующих пластоиспытаTenRx и в других глубинных приборах, .где используется реле времени. Особенно большое значение приобретает предложенное реле времени при испытаниях, проводимых на разведочных площадях, когда неизвестно при каких температурах будут производиться испытания пласта.

Формула изобретения

Реле времени для испытателя пластов, спускаемого на колонне труб, содержащее корпус и шток, образующий с корпусом камеру, внутри которой размещен механизм торможения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения надежной работы реле при изменении температуры в пласте, шток имеет винтовую нагрузку, а механизм торможения выполнен в виде установленной на штоке гайки, взаимодействующего с ней редуктора и подпружиненного фрикциона, контактирующего с последней ступенью редуктора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авторское свидетельство СССР и 622970, кл. E 21 В 49/00, 1972 °

2. Авторское свидетельство СССР и 514090, кл. Е 21 В 49/00, 1971.

927989

Составитель П. Лапшин

Техред Ж. Кастелевич Корректор Н СтеЧ .1

Редактор Н.Горват

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3195/43 Тираж 624 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открнтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5