Дисковый тормоз с самоусилением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсиик

Социалистическик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 19. 06. 80 (213 2942528/2$-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет— (5l)N. Кд.

F 16 D 55/48

9мударстмикый комитат

СССР пе диаи взе5ретеикв и открытий

Опублнковаио15. 05. 92. бюллетень J%18 (53) УД (621 593 (088. SJ

Дата опубликования описания 1 .05.82 (72) Авторы изобретения

В. И. Трегубов и В. Ф. Рогозин

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт

1 (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРИОЗ С САИОУСИЛЕНИЕИ

i Изобретение относится к маши,ностроению и может быть использовано для тормозов транспортных средств.

Известен дисковый тормоз с самоусилением, содержащий тормозной диск, связанные с установленными на суп5 порте приводами, тормозные колодки, а также рычаги, установленные под острым углом к плоскости вращения диска, шарнирно соединенные одними

19 концами с колодками, а другими связанные с суппортом и взаимодействующие с установленными на последнем пружинами и упорами jl) .

В известном тормозе пружины расположены вблизи зоны трения тормозных колодок и тормозного диска, в силу чего они подвержены воздействию высоких температур, что приводит к довольно быстрой потере ими упругости вследствие самоотпуска, Уменьшение жесткости упругих элементов приводит к резкому изменению характеристики тормоза, что особенно возможно при интенсивной его работе. В тормозе с упругими элементами, обладаюцими жесткостью, меньшей расчетной область следяцего действия тор) моза уменьшается, что затрудняет управление таким тормозом. Частая смена упругих элементов сопряжена с дополнительными расходами по эксплуатации тормоза. Кроме того, данный тормоз не обеспечивает равные угловые перемецения рычагов-упоров, что не исключает возможности возникновения разных усилий прижатия тормозных колодок к диску по обеим его сторонам в силу различных причин: неодинаковой жесткости пружин левого и правого рычага-упора, отличием коэффициента трения на поверхностях трения диска в процессе эксплуатации тормоза и другие. Неодинаковые усилия прижатия колодок к тормозному диску приводят к более интенсивному износу одной из тормозных колодок и создают осевое наг9281I4 ружение тормозного диска, на восприятие которого он может быть и не расчитан.

Целью изобретения является obe<.печение в процессе эксплуатации ста- З бильной тормозной характеристики и повышение надежности тормоза.

Указанная цель достигается тем, что дисковый тормоз с самоусилением, содержащий тормозной диск тормоз- >6 ные колодки, связанные с установленными на суппорте приводами, а также рычаги, установленные под острым углом к плоскости вращения диска, шарнирно соединенные одними концами И с колодками, а другими связанные с суппортом и, взаимодействующие с установленными на последнем пружинами и упорами, оснащен шарнирно установленными на суппорте двуплечими рыча- 26 гами, взаимодействующими посредством механической передачи между собой, элементами шарнирного соединения с рычагами и выступами с установленными на суппорте пружинами и упорами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый тормоз, общий вид; на фиг. 2 — узел

1 на фиг.l; на фиг. 3 и 4 - варианты выполнения элементов передачи между двуплечими рычагами. 36

Дисковый тормоз с самоусилением состоит из вала 1, на котором укреплен тормозной диск 2, Диск 2 размещен между двумя тормозными колонками 3, установленными на концах рычагов 4 с помощью шарниров 5. Рычаги 4 образуют с плоскостью вращения тормозного диска острый угол

А . Другими концами рычаги 4 при помощи шарниров 6 соединены с двуплечими рычагами 7, которые установлены на суппорте 8 при помощи шарниров 9 и имеют возможность, поворачиваясь, взаимодействовать между собой элементами передачи 10, представ45 .ляющими собой или зубчатые сектора

ll или кулачки 12, или ползунный механизм 13 с общей осью 14. На суппорте 8 установлена дополнительная пружина 15 в корпусе 16, который, 56 в свою очередь, ввинчен в дополнительный упор 17 и застопорен контргайкой 18. 1(есткость возвратных пружин 19 гораздо меньше упругости пружины 15.

В исходном расторможенном состоянии, тормозные колодки 3 упираются в упоры 20, дополнительная пружина

I5 упирает выступ 21 двуплечих рычагов 7 в дополнительный упор 22. Тем самым в исходном растормоиенном состоянии тормоза рычаги 4 всегда образуют с плоскостью вращения, тормозного диска 2 один и тот ие угол что предопределяет в начальный момент торможения во всех случаях одинаковый коэффициент самоусиления тормоза. Максимальное угловое перемещение двуплечих рычагов 7 относительно шарниров 9, а следовательно, максимальное значение угла

Ф- и максимальное значение коэФфициента самоусиления тормоза определяется зазором h между дополнитель ным упором 17 на суппорте 8 и регулировочным болтом 23 с контргайкой

24, ввернутым в выступ 21, На суппорте 8 размещены выполненные s виде силовых цилиндров привода

25, которые посредством штоков 26 при торможении воздействуют на тормозные колодки 3.

Тормоз работает следующим образом.

Перед началом торможения тормозные колодки 3 отводятся от тормозного диска 2 возвратными пружинами

l9 к упорам 20. !

При воздействии оператором на привода 25, те при помощи штоков 26 воздействуют силой Р. на тормозные колодки 3, вызывая вначале их перемещение в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения тормозного диска 2. Возникающая при этом сила трения, обратная по направлению угловой скорости вращения <А тормозного диска 2 создает тормозной момент на валу 1. Поскольку рычаги 4 установлены под острым углом d к плоскости вращения тормозного диска

2, то усилие прижатия тормозных колодок 3 к тормозному диску 2 больше,усилия P из-за эффекта самоусиления. Торможение происходит с постоянным коэффициентом самоусиления до тех пор, пока реактивные усилия, возникающие в рычагах 4, воздействующие на шарнир 6 двуплечих рычагов 7, не превысят усилия предварительного сжатия дополнительной пружины 15 с учетом передаточного отношения за счет длины выступа 21.

Для резкого увеличения тормозного момента на валу 1 без больших затрат усилий со стороны оператора

5 9281 необходимо увеличение коэффициента самоусиления тормоза, что может быть достигнуто увеличением угла д между плоскостью вращения тормозного диска 2 и продольной осью рычага 4. Такой режим тормоза может быть получен дальнейшим увеличением давления в приводах 25. Увеличенная сила трения увлечет тормозные колодки 3 s направлении вращения тормозного диска 2, вызывая поворот соединенных с ними при гомощи шарниров 5 рычагов 4. При этом другие концы рычагов 4 с помоцью шарниров 6 раздвинут двуплечие рычаги 7, а пружи- 15 на 15 деформируется до тех пор, пока возросшее в ней усилие сжатия не уравновесит силу, разжимающую двуплечие рычаги

Перемещение одного из двуплечих 20 рычагов 7 вокруг шарнира 9 вызывает поворачивание второго на тот же самый угол благодаря элементам передачи 10.

Поворот двуплечих рычагов 7 и 25 рычагов 4, а следовательно, и максимальный коэффициент самоусиления лимитирован величиной зазора h между регулировочным болтом 23, ввинченным в выступ 21, и дополнитель- з0 ным упором 17.

Регулирование усилия оператора, при котором начинает происходить

Л рост коэффициента самоусиления, осу" ществляется предварительным натягом дополнительной пружины 15, ввинчи" ванием корпуса 16 в дополнительный упор 17 с последующей фиксацией положения контргайкой . 18, Предварительная з:1тяжка дополнительной пру" жины 15 возможна благодаря тому, что первоначальное положение двуплечих рычагов 7 фиксируется ограничителем 22.

Процесс растормаживания тормоза

45 происходит следующим образом.

При прекращении оператором подачи давления в приводы 25 пружина 15 разжимается, воздействует на выступ

21 двуплечих рычагов 7, вызывая их

50 поворот вокруг шарниров 9 в перво" начальное положение до упоров 22.

Возвратные пружины 19, сжимаясь, 14 6 вызывают поворот рычагов 4 вокруг шарниров 6, возвращая посредством шарниров 5 тормозные колодки 3 в ис," ходное. положение. до упоров 20. Детали 1непосредственно связанные с тормозными колодками 3, например, штоки 21 приводов 25, не должны препятствовать тангенциальному перемещению тормозных колодок 3, чтобы не был .утрачен эффект самоусиления тормоза.

Предлагаемый тормоз в сравнении с известными обеспечивает стабильную характеристику самоусиления тормоза. в течение длительного времени эксплуатации и характеризуется повышенной надежностью, что сокращает число регулировок, уменьшает общее количество отказов, ремонтов, простоев машины и расхода запасных частей.

Формула изобретения

Дисковый тормоз с самоусилением, содержащий установленные в суппорте с возможностью взаимодействия с тормозным диском тормозные колодки,каждая из которых связана с установленными на суппорте приводами, а также рычаги, установленные под углом к плоскости вращения тормозного диска и шарнирно связанные одними концами с колодками, а также пружины и упоры расположенные на суппорте, о т л ич а ю ц и и с я тем, что, с целью повышения стабильност и работы, он снабжен дополнительными упорами и пружинами, расположенными на суппорте и двуплечими рычагами с выступами, одни концы которых соединены между собой механической передачей, а другие концы шарнирно соединены со свободными концами основных рычагов, при этом выступы упомянутых двуплечих рычагов связаны с установленными на суппорте пружинами и упорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство CCCP и 651154, кл. F 16 О 55/48, 1976 (прототип) .