Устройство для блокировки обходных разъединителей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистичвскик
Рвспубяик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >928443 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (2 )Заявлено 05. 05. 80 (21) 2920252/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 15. 05. 82. Бюллетень М 18
Лата онубликования овисанни 15. 05 82 (5I)N. Кл.
" О1 Н 31/10
1веударствешыв квинтет
COCP в люлеи «зввретеннФ и вткритий (8З) УДК е21. 3М..925(088.8) (72) Авторы изобретении с
P.M. Рудакова, P.P. Абдуллин и M.Á. Гузаиров", !
Уфимский авиационный институт им.Орджоникидзе (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ОБХОДНЫХ
РАЗЪЕДИНИТЕЛЕЙ
Изобретение предназначено для ис- пользования .в распределительных уст ройствах высокого напряжения, в частности в схемах т1одстанции с об ходной системой шин.
Известны схемы блокировки выключателя с.соответствующими ему раэьединителями, запрещающие операции включения и отключения разъединителей при включенном выключателе
19 присоединения, содержащие блок-эам. ки разъединителей и блок-контакты выключателя и, Однако зти схемы не могут обес" печить необходимой безопасносТи оперативного персонала, так как они не предусматривают блокировку при оперировании обходными разъединителями.
Наиболее близким rio техническому решению к предложенному является устройство блокировки обходных разъе= динителей для подстанций с двойной системой шин с шиносоединительным
2 и обходным выключателями, содержащее последовательно соединенные размыкающий блок-контакт обходного выключателя, блок-контакты заземляющих ножей обходной системы шин и соеди" ненные параллельно через блок-контакты обходных разъединителей, после. довательные цепочки из блок-контактов заземляющих ножей линейных разъединителей и блок-замков заземляющих ножей обходной системы шин и обходных разьединителей 12 .
Известное устройство позволяет оперировать обходным разъединителем любого из присоединений при отключенных обходном выключателе,", обходных разъединителях соседних присоединений и заземляющих ножах разъединителей обходной системы шин, Недостатком его является то, что оно не обеспечивает требуемой безопасности оперативного персонала при операциях с обходным разъединителем любого присоединения, так как данная
3 92 схема блокировки позволяет осущест" вить включение обходного разъедините. ля беэ предварительной проверки обходной системы шин на отсутствие пов реждений, Цель изобретения - повышение безопасности оперативного персонала при операциях с обходным разъединителем путем запрета включения поврежденной неопробованной обходной системы шин.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для блокировки обходных разъединителей, через которые присоединения подключаются к обходной системе шин, содержащее соединенные параллельно катушки блок-. эамков заземляющих разъединителей обходной системы шин, первой общей точкой подключенные к шинке
"+" источника питания, а второй общей точкой через соединенные последовательно первые размыкающие .блок контакты обходных разъединителей всех присоединений — к шинке "-" источника пйтания, последовательно соединенные размыкающие блок-контак 1 ты обходного выключателя и заземляю-. щих разъединителей обходной системы шин, подключенные одним выводом к шинке "+", и катушки блок-замков обходных разъединителей всех присоеди". нений с последовательно включенным размыкающим блок-контактом своего заземляющего разъединителя каждая, причем вывод катушки каждого блокэамка подключен к общей точке первых размыкающих блок-контактов своего обходного разъединителя и обходного разъединителя следующего по номеру присоединения, а вывод размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя связан через второй размыкающий контакт своего обходного разъединителя с выводом размыкающего блокконтакта заземляющего разъединителя следующего по номеру присоединения, введены реле времени и промежуточное реле, причем реле временй подключено к источнику питания через замыкающий контакт обходного выключателя, промежуточное реле подключено к источнику питания через параллельно включенные замыкающий контакт-реле времени и первый замыкающий контакт промежуточного реле, а соединение параллельно второй замыкающей контакт промежуточного реле и замыкающие блок. контакты обходных разъединителей всех присоединений первой общей точкой
8443 4 подключены ко второму выводу соединенных последовательно размыкающих блок-контактов обходного выключателя и заземляющих разъединителей обходной системы шин, а второй общей точкой - к общей точке размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя и второго размыкающего блокконтакта обходного разъединителя
1р первого по номеру присоединения.
На чертеже представлена электрическая схема устройства блокировки обходных разъединителей для подстан ций с двойной системой шин с шиносоединительным и обходным выключателями.
Схема блокировки состоит из замыкающего блок-контакта обходного выключателя 1, реле времени 2 с замыкающим контактом 3, промежуточного реле
4 (замыкающие контакты 5,6), блок-кон тактов обходных разъединителей присоединений 7-9 и блок-замков обходных разъединителей 10-12, блок-кон" тактов 13-14, 15-16,17; относящихся попарно к одному обходному разъединителю, размыкающего контакта 18 обходного выключателя, блок-контактов заземляющих ножей обходной системы шин 19 и 20, заземляющих ножей линейных разъединителей 21-23 и блокзамков заземляющих ножей обходной системы шин 24 и 25.
Реле времени 2 вводится для контроля операции опробования обходной
35 системы шин обходным выключателем.
Выдержка времени на нем должна быть несколько больше времени действия защиты обходного выключателя, но не меньше длительности включенного
40 состояния обходного выключателя при опробовании обходной системы шин.
Промежуточное реле 4 одним иэ замыкающих контактов 5 обеспечивает самоподпитку после. отключения обходного выключателя и потери питания при размыкании замыкающего контакта обходного выключателя 1 реле времени 2, а вторым контактом 6 подает питание на блок-замок обходных разъединителей 10-12.
Сигнально-командные олок-контакты типа КСА обходных разъединителей
7, 8 и 9 введены в схему для обес33 печения возможности отключения обход.ных разъединителей; .t после того,как промежуточное реле ч потеряет питание иэ-за размыкания размыкаюУстройство для блокировки обходных разъединителей, через которые присоединения подключаются к обходной
I системе шин, содержащее соедиНенные
I параллельно катушки блок-замков за" земляющих разъединителей обходной системы шин, первой общей точкой подключенные х шинке "+" источника питания, а второй общей точкой через соединенные последовательно первые размыкающие блок-контакты обходных разъединителей всех присоединений к шинке "-" источника питания, последовательно соединенные размыкающие блок-контакты обходного выключа" теля и заземляющих разъединителей обходной системы шин, подключенные одним выводом к шинке ",+", и катушки блок-замков обходных разъединителей всех присоединений с последовательно включенным размыкающим блокконтактом своего заземляющего разъединителя каждая, причем вывод катушки каждого блок-замка подключен к общей точке первых размыкающих блокконтактов своего обходного разъединителя и обходного разъединителя следующего по номеру присоединения, а вывод размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя связан через второй размыкающий контакт своего обходного разъединителя с выводом размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя следующего по номеру присоединения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повы- шения надежности путем запрета включения поврежденной или неопробованной обходной системы шин, в него введены реле времени и промежуточное реле, причем реле времени подключено к источнику питания через замыкающий контакт обходного выключателя, промежуточное реле подключено к ис точнику питания через параллельно включенные замыкающий контакт реле времени и первый замыкающий контакт промежуточного реле, а соединенные параллельно второй замыкающий контакт промежуточного реле и замыкающие блок-контакты обходных разъеди5 92844 щих сигнально-командных блок-контактов типа КСА (13, 14 или 1j) при включении одного из обходных разъединителей.
Устройство работает следующим об разом.
При включении обходного выключателя замыкается замыкающий контакт
1 и подает питание на реле времени
2, которое через некоторый промежу- 10 ток времени замкнет свой контакт 3 и запитает промежуточное реле 4. Промежуточное реле 4 самоудерживается контактом 5, а контактом 6 подготавливает цепочку для питания блок- >5 замков обходных разъединителей 10, 11 и 12.
После отключения обходного выключателя и замыкания его размыкающего контакта 18 при отключениях зазем- щ ляющих ножей обходной системы шин (контакты 19, 20) и заземляющих линейных разъединителей (контакты 21, 22 и 23) можно включить какой-либо из обходных разъединителей, например 25 с блок-замком 11. Тогда контакты 15 и 16 размыкаются, обесточивая промежуточное реле 4 и лишая питания соседние блок-замки 1Q и 12, а конг такт 8 замыкается, обеспечивая пита.зо ние блок"замка 11 для отключения об" ходного разъединителя.
При отключении обходного разъединителя с блок-замком 11 вся схема . возвращается в исходное состояние.
Питание блок-замков заземляющих ножей обходной системы шин 24 и 25 аналогично существующим схемам.
Если обходная система шин повреж- . дена, то после включения обходного 4 выключателя обрабатывает релейная защита и обходной выключатель отключается раньше, чем успеет замкнуться замыкающий"контакт 3 реле времени 2.
Операции с обходными разъединителями из-за разомкнутого контакта 6 проме- . жуточного реле 4 невозможны.
Э
Также невозможны операции с ol> " ходными разъединителями из-за ра" зомкнутого контакта 6, если ошибочно
50 не произведена проверка обходной системы шин включением обходного выключателя, Таким образом, введение в схему оперативной блокировки обходного
55 разъединителя реле времени, промежуточного реле и дополнительных контактов позволяет избежать включения присоединения к поврежденной обход3 б ной системе шин, за счет чего повышается безопасность оперативного пер. сонала при операциях с обходными разъединителями.
Формула изобретения
928443
ВНИИПИ Заказ 3253/66 Тираж 758 подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 нителей всех присоединений первой общей точкой подключены ко второму выводу соединенных последовательно размыкающих блок-контактов обходного выключателя и заземляющих разъединителей обходной системы шин, а втррой общей точкой - к общей точке размыкающего блок-крнтакта заземляющего разьединителя и второго размы" кающего блок-контакта обходного раэьединителя первого по номеру присоединения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Неклепаев 6.H. Электрическая
s часть электростанции. И., "Энергия", 1976, с. 409-410.
2. Инструкция по эксплуатации оперативных блокировок безопасности в
>в распределительных устройствах высокого напряжения. СПО "Союзтехзнер-. го",М., 1979.