Редукторный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< ii)928548 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено . 10. 06.80 (21) 2937673/24-07 с присоединением заявки № (23 ) Приоритет

Опубликовано 15.05.82, Бюллетень №18 (51)М. Кл.

Н 02 К 19/06

Н 02 Р 7/48

Гасударственный коимтет (53) УДК 621.313.

° 323(088,8) по делаи нзооретеннй н отнрытнй

Дата опубликования описания 15.05.82 (72) Авторы и: обрс re ни я

В.В. Жуловян, И.Н. Чередников, А.Ф. Шевченко, A Н. Панарин, Г.А. Шаншуров, 10.А. Наджар

Н.Н. Накаренков и В.Н. Иихушкин н(.(,(. ; @.с)! к Ф (7l ) Заявитель (54) РЕДУКТОРНЫй ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к электродвигателям с электромагнитной редукцией частоты вращения.

Известны редукторные электродвигатели, содержащие зубчатый статор и расположенный в нем зубчатый ротор, например, аксиального или радиального типа. Число зубцов статора

Zy, таких двигателей связано с чисlO лом зубцов ротора Zg соотношением где Р - число пар полюсов обмотки, а скорость вращения ротора о определяется соотношением

Ш1

) где uu - круговая частота питающей

1 сети Г11.

Недостатком данных двигателей является то, что они имеют одну скорость вращения при постоянной частоте питания и изменить ее без изменения числа зубцов ротора не представляется возможным.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности являются редукторные электродвигатели, содержащие ротор с зубцами, статор с полюсами, на внутренней поверхности которых выполнены зубцы, m-фазную обмотку с параллельными ветвями, соединенными в звезду, каждая иэ параллельных ветвей содержит катушки, размещенные на полюсах, смещенных относительно друг друга на

360 эл.град. и 2.m диодов, подключенных к фазам попарно разноименными електродами (21

Однако в известном устройстве невозможно получить другие скорости вращения без изменения числа зубцов ротора при постоянной частоте питания

928548

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения двух синхронных скоростей вращения.

Ф

Указанная цель достигается тем, что двигатель снабжен двухпозиционным коммутирующим устройством с возможностью подключения к диодам . каждой фазы двух параллельных ветвей, катушки которых расположены на полю- 10 сах, сдвинутых относительно друг друга на 180 эл.град. или непосредственно к каждой фазе двух параллельных ветвей, катушки которых расположены на полюсах, сдвинутых отно- 15 сительно друг друга на 60 эл.град.

Ю

На фиг. 1 представлен двигатель с двенадцатью полюсами, поперечный разрез; на фиг. 2 - схема включения коммутирующего устройства, ка- 20 тушек полюсов и диодов; на фиг. 3 распределение н.с. в воздушном зазоре двигателя в первом положении коммутирующего устройства; на фиг.4 то же, во втором положении коммути- 25 рующего устройства.

Редукторный электродвигатель содержит статор 1 с полюсами 2-13 на внутренней поверхности которых выполнены зубцы 14, и ротора 15 с 30 зубцами 16. На полюсах 2- l3 9асположены катушки 17.

Число зубцов 16 ротора 15 выбирается таким образом, что их оси сдвинуты относительно зубцов 14 соседних полюсов 2-13 на 1/6 зубцового деления. Например, число зубцов 16 ротора 15 в трехфазной двенадцатиполюсной машине на два больше или меньше числа .зубцов 14 статора 1, включая и фиктивные, которые мысленно можно расположить в межполюсном пространстве. !

Катушки 17 полюсов 2-13 соединены

45 с коммутирующим устройством 18, диодами 19 и сетью (фиг.2).

Все концы катушек 17 соединены в одной точке. Первые входы 20 коммутирующего устройства 18 соединены с диодами 19, а вторые входы 21 непосредственно с фазами сети. Соединения выполнены так, что через первые входы 20 катушки 17 полюсов

2-13 подсоединены к сети через диоды

19, а через вторые входы 21 - непосредственно. При этом через первые входы 20 к каждой фазе сети подключены катушки 17 полюсов 2-13 расф положенных через 180 эл.град., а ч»рез вторые входы 21 - подключены катушки 17 полюсов 2-13, расположенных относительно друг друга на

60 эл. град.

Двигатель работает следующим образом.

В первом положении коммутирующего устройства 18 катушки 17 полюсов

2-13 подключены к сети через диоды

19. По катушкам 17 полюсов 2"13 протекают токи. Эти токи создают в воздушном зазоре магнитное поле (фиг.3). В момент времени t0 ток имеет максимальное значение s катушках 17 полюсов 2 и 8, а в катушках

17 полюсов 3 и 7 ток равен половйне максимального. В катушках 17 полюсов

4-6 и 9-13 ток отсутствует. Зубцы

16 ротора 15 выставятся так, что по оси полюсов 2 и 8 проводимость воздушного зазора является максимальной.

В момент времени ty максимальный ток будет в катушках 17 полюсов

j и 99, а в катушках 17 полюсов 2 и 4 ток равен половине максимального. B катушках 17 полюсов 5-7 и 10-2 ток отсутствует. Ротор 15 передвигается так, что максимальная проводимость находится под полюсами 3 и 9. Аналогичным образом рассматривается работа двигателя в моменты времени

t< и т.д. Скорость вращения ротора 15 равна

LU м

7. (}

Во втором положении коммутирующего устройства 7 катушки 17 подключены непосредственно к сети. При этом к каждой фазе сети подключены катушки

17 полюсов 2- 13, сдвинутых относительно друг друга на 60оэл.град.

По катушкам 17 протекают токи которые создают в воздушном зазоре магнитное поле, распределение которого:показано на фиг.4.

Работа двигателя происходит при этом следующим образом.

В момент времени to (фиг.4aj ток имеет максимальное значение в катушках 17 полю.ов 2, 3 и 8, 9, а в катушках 17 полюсов 4-7 и 10-13 ток равен половине максимального. Зубцы 16 ротора 15 выставятся так, что под полюсами 2, 3 и 8, 9 проводимость воздушного зазора имеет максимальное значение. В м<эмент времени

Редукторный электродвигатель,содержащий ротор с зубцами, статор с полюсами, на внутренней поверхности которых выполнены зубцы, m-фазную обмотку с параллельными ветвями, соединенными в звезду, каждая из параллельных ветвей содержит катушки, размещенные на полюсах, смещенных относительно друг друга на

360 эл.град. и 2 m диодов, подключенных к фазам попарно разноименными

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Юферов Ф.М. Электрические ма"

Н шины автоматических устройств, Высшая школа", И., 1976, с. 156-162., 2. Авторское свидетельство СССР

И 645236, кл. Н 02 K 19/06, 1979

5 928548 6 ротор 15 передвигается на пару электродами, отличающийся полюсов, т.е. его скорость выше, тем, что, с целью расширения функв два раза. цйональных возможностей двигателя

Таким образом, предлагаемый дви- путем обеспечения двух синхронных гатель имеет большие функциональные скоростей вращения, он снабжен двухвозможности, так как позволяет по- позиционным коммутирующим уcTpoNcTBQM лучить две синхронные скорости враще- с возможностью подключения к диодам ния при постоянной частоте питающей каждой фазы двух параллельных ветвей, сети. катушки которых расположены на полюсах, сдвинутых относительно друг друга на 180 эл.град., или непосредФормула изобретения ственно к каждой фазе двух параллельных ветвей, катушки которых расположены на полюсах, сдвинутых -относительно друг друга на

60 эл.град.

928548

ff i

Составитель В. Трегубов

Редактор Н. Воловик Техред М. Надь Корректор C. Щомак

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3277/71

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4