Двухзонный вентильный электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
«п928578 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 180880 (21) 297 3284/24-07 с присоединением заявки ¹вЂ”
И1) М.к .
Н 02 Р 5/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.З16. .71 (088 ° 8) Опубликовано 150582. бюллетень ¹ 18
Дата опубликования описания 150582 (72) Авторы изобретения
И.й. Гачик, В. П. Перепелицын, Я. И. Волкомирский, В. В. Болотов и И.A.Янущик (71) Заявитель (54) ДВУХЗОННЫН ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕК1РОПРИВОД
Изобретение относится к области электротехники, конкретно к вентильным электроприводам постоянного тока с зависимым управлением потоком
-возбуждения., Известен двухзонный вентильный электропривод, в котором для управления потоком двигателя имеются промежуточный усилитель контура регулирования возбуждения двигателя, преобразователи цепей возбуждения и якоря двигателя. В электроприводе предусмотрена необходимость увеличения диапазона изменения углов открытия тиристоров для создания запаса по напряжению выпрямителя, питающего цепь якоря двигателя. Этот запас необходим для компенсации снижения напряжения сети и.изменения нагрузки на валу двигателя (1).. Однако в переходном процессе, а именно при разгоне двигателя в зоне ослабления поля из-за инерционности канала управления возбуждением двигателя указанного запаса недостаточно, чтобы поддерживать прямоугольную диаграмму тока якоря во всем диапазоне изменения частоты ,вращения. Поэтому момент падает и время разгона двигателя существенно увеличивается.
Известен двухэонный вентильный электропривод, сокращение времени переходных процессов в, котором достигается повьхаением напряжения на якоре (2).
Однако это приводит к увеличению запаса по напряжению преобразователя в цепи якоря, что снижает коэффициент использования электродвигателя и энергетические показатели электропривода. Наиболее близким к изобретению о технической сущности является двухзонный вентильный электропривод, содержащий последовательно соединенные регулятор скорости, регулятор тока и блок управления током якоря электродвигателя, в цепь управления возбуждением которого включены последовательно соединенные регулятор
ЭДС и блок фазового управления (31.
Этот электропривод характеризуется улучшенными энергетическими показателями, но только для статического режима, чтo является его недостат30 ком.
928578
Цель изобретения — улучшение энергетических показателей электропривода в динамических режимах.
Цель достигается тем, что в известный электропривод введен элемент И, входы которого подключены к входу и выходу регулятора тока, а виход соединен со входом регулятора
ЭДС.
На фиг.1 приведена структурная схема двухэонного вентильного элект- 10 ропривода; на фиг.2 — временные диаграммы, поясняющие его работу.
Электропривод содержит последовательно соединенные регулятор 1 скорости, регулятор 2 тока, схему 3 И, 15 регулятор 4 ЭДС, блок 5 фазового управления током возбуждения и блок б управления током якоря электродвигателя, вход которого соединен с выходом регулятора 2 тока. Задающие входы П9 и Е регуляторов 1 и 4 подключены к источникам задающих напряжений по частоте вращения и ЭДС электродвигате я (не показаны), а входы 7 — 9 обратных связей регуляторов 4, 2 и 1 соединены соответственно с выходами датчиков частоты вращения тока и якоря и тока возбуждения электродвигателя (не показаны) .
Диаграммы напряжений U„,U < U> (фиг.2) соответствуют выходам регуляторов 1 и 2 и схемы 3, а напряжений U, Uä, U9 - входам 7 — 9 обратных связей регуляторов 4, 2 и 1.
Части диаграмм, показанные пунктиром, относятся к работе известного. устройства.
Электропривод работает следующим образом.
При пуске двигатель разгоняется 40 с постоянным максимальным моментом на валу, интервал времени (фиг.2) и полным потоком возбуждения. При этом, регулятор 1 и тиристорный преобразователь в цепи возбуждения электродвигателя находятся в состоянии насыщения, а постоянство тока якоря обеспечивается блоком б управления за счет приращения угла открывания тиристоров преобразователя в цепи якоря электродвигателя.
В момент времени приращение угла прекращается иэ-за насыщения, что фиксируется схемой 3 И по одновременному насыщению регуляторов 1 и 2, 5 и ее выходной сигнал воздействует нф вход регулятора 4 ЭДС, который начинает интенсивно ослаблять поток возбуждения до тех пор, пока темп уменьшения потока не будет соответствовать темпу нарастания частоты вращения электродвигателя. В момент времени частота вращения двигателя достигает заданного значения, н процесс пуска заканчивается °
Таким образом„ обеспечивается прямоугольная диаграмма тока якоря во всем диапазоне изменения частоты вращения электродвигателя путем интенсивного уменьшения тока возбуждения при переходе в зону ослабления потока и поддержания ЭДС на заданном уровне не только в статике, но и в динамике без перерегулирования.
За счет этого, как следует из диаграмм фиг.2, уменьшается зремя переходного процесса, а также существенно уменьшается необходимый запас по напряжению преобразователя в цепи якоря электродвигателя, что повышает энергетические показатели электропривода в целом.
Формула изобретения
Двухзонный вентильный электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные регулятор скорости, регулятор тока и блок управления током якоря электродвигателя, в цепь управления возбуждением которого включены последовательно соединенные регулятор ЭДС и блок фазового управления, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей электропривода в динамических режимах, в него дополнительно введен элемент И, входы которого подключены к входу и выходу регулятора тока, а выход соединен со входом регулятора ЭДС.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алексеев Н.A., Андреев Г.И., Морговский Ю.Я. Тиристорные регулируемые электроприводы постоянного тока. М., Энергия, 1970, с. б.
2. Андреев Г.И., Боснизон М.A., Кондриков A.È. Электроприводы главного движения металлообрабатывающих станков с ЧПУ. М., Машиностроение, 1980, с. б.
3. Авторское свидетельство СССР
9 б17798,кл. Н 02 Р S/Îá, 1978.
928578
Uy
6 фиг. 1
Составитель В. Самохин
Редактор Н. Воловик Техред И. Надь Корректор Л. Бокшан
Заказ 3279/73 Тираж 719 Нодпнсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент,:г. Ужгород, ул. Проектная, 4