Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт.. свид-ву .— (22) Заявлено 26.04.79 (21) 2758621/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 60 Н 3/00
Гееударетиеиимй кемитет
СССР пе Еиам изейратеиий и еткрмтий (53) УДК 629.114.
44 621 57 {088 8) Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата, опубликования описания 28.05.82
В. А. Джун ь и В. В. Толстых
I t
Днепропетровский инженерно-строительный институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к холодильной технике и предназначено для создания комфортных условий в кабинах транспортных средств.
Известна установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, со- 5 держащая панель, наружная поверхность которой покрыта гигроскопическим материалом, а внутренняя — направлена в зону расположения оператора, резервуар с жидкой средой и распределительный трубопровод (1). 1О
Недостатком устройства является то, что эффективность охлаждения воздуха в кабине определяется количеством испарившейся с наружной поверхности панели воды в единицу времени; которое зависит от. относительной влажности упомянутой поверхности панели и скорости встречного потока воздуха, обдувающего панель.
При эксплуатации таких устройств происходит загрязнение влажной наружной поверхности панели, а это ведет к ухудшению процесса .испарения воды и, тем самым, к снижению эффективности установки.
Наиболее близким к-предлагаемому является установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащая конвективно-радиационную панель с воздушными каналами, направленную радиационной поверхностью в зону расположения оператора, теплообменник, соединенный с резервуаром с жидкой средой, насос и распределительный трубопровод (2).
Однако установка недостаточно эффективна в работе из-за сложности конструктивного выполнения, так как она имеет достаточно сложные узлы — термоэлектрические батареи, фильтро-вентиляционную систему и пульт управления, поэтому выход из строя хотя бы одного из этих узлов ведет к уменьшению надежности установки. Кроме того, у установки повышенные энергозатраты и сравнительно большая стоимость.
Цель изобретения — повышение эффективности работы установки.
Указанная цель достигается тем, что конвективно-радиационная панель выполнена с герметичной полостью, которая разделена на отдельные последовательно расположенные секции, указанные секции заполнены гидрофильным материалом, размещенным между радиационной поверхностью панели каждой секции и соответствующим ей каналом, а теплообменник разделен на две
929469 изолированные сопряженные части, одна из которых связана с упомянутыми секциями, другая — с их каналами.
Кроме того, установка снабжена патрубками с калиброванными отверстиями, сообщающимися с секциями панели, и терморегулирующим клапаном, при этом патрубки связаны с распределительным трубопроводом.
На фиг. 1 изображена установка для кондиционирования воздуха транспортного средства; на фиг. 2 — конвективно-радиа.ционная панель, поперечный разрез; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2. . Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства содержит установленную в кабине 1 конвективно-радиационную панель 2, выполненную с герметичной полостью, разделенной на отдельные последовательно расположенные секции (фиг. 2), радиационные поверхности 3 которых направлены внутрь кабины 1. Вакуумнасос 4 установки подключен трубопроводом
5 к изолированной части 6, заполненной паровой фракцией, паровоздушного теплообменника 7, который трубопроводом 8 связан с испарительными полостями 9 секции панели 2. Терморегулирующий вентиль 10 трубопроводом ll соединен с резервуаром
12 с жидкой средой, а трубопроводом 13— с распределительным трубопроводом 14.
Терморегулирующий вентиль 10 снабжен температурным реле 15, которое имеет функциональную связь с первичным температурным реле 16, расположенным в кабине.
Вентилятор 17 соединен воздуховодом 18 с изолированной частью 19 теплообменника, при этом части 6 и 19 теплообменника сопряжены между собой. Часть 19 теплообменника посредством воздуховода 20 связана с воздушными каналами 21 конвективно-радиационной панели 2. Испарительные полости 9 секций конвективно-радиационной панели 2 заполнены гидрофильным материалом 22, который имеет тепловой контакт с радиационными поверхностями 3 и воздушными каналами 21. Распределительный трубопровод 14 снабжен патрубками 23, на концах которых имеются калиброванные отверстия 24. Воздушные каналы 21 секций панели 2 соединены с коллектором 25, с которым связан воздуховод 20.
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства работает следующим образом.
Через терморегулирующий вентиль 10 и распределительный трубопровод 14 с патрубками 23 из резервуара 12 через калиб- рованные отверстия 24 патрубков вода подается в испарительные полости 9 секций панели 2 на гидрофильный материал 22, смачивая его. Гидрофильный материал 22 предназначен для увеличения поверхности испарения воды. Вакуум-насос 4, связанный с. установки в целом.
25 Регулирование холодопроизводительности установки для кондиционирования возФормула изобретения
5
З0
4 испарительными полостями 9 панели 2 через часть 6 теплообменника трубопроводами 5 и 8, создает в них вакуум, что приводит к интенсивному испарению воды из гидрофильного материала 22 и его охлаждению. Так как гидрофильный материал 22 имеет тепловой контакт с радиационными поверхностями 3 секций панели 2 и воздушными каналами 21, то они тоже охлаждаются. Прогоняемый по воздушным каналам 21 вентилятором 17 воздух охлаждается и подается в кабину. Из-за того, что радиационная поверхность 3 секций панели 2 тоже охлаждается, комфортные условия в кабине 1 создаются не только за счет поступления в кабину охлажденного воздуха, но и благодаря радиационному теплообмену. Вакуум-насос 4 откачивает паровую фракцию вместе с каплями воды через изолированную часть 6 теплообменника, что приводит к частичному охлаждению теплообменника за счет дальнейшего испарения воды в нем.
Воздух, прежде чем попасть в воздушные каналы 21 секций панели 2, охлаждается в изолированной части .19 теплообменника.
Все это позволяет повысить эффективность духа транспортного средства производится с помощью температурных реле 15 и 16, которые воздействуют на терморегулирующий,вентиль 10, уменьшающий или увеличивающий количество воды, поступающей в испарительные полости секций панели 2.
Интенсификация испарения воды с помощью вакуума в установке для кондиционирования воздуха транспортного средства позволяет уменьшить энергозатраты для получения требуемой холодопроизводительности по сравнению с термоэлектрическими устройствами, упростить конструкцию и, тем самым, уменьшить денежные затраты.
Установка для кондициойирования воздуха транспортного средства обеспечивает радиационное и конвективное охлаждение рабочей зоны кабины и позволяет эксплуатировать ее в широком диапазоне повышенных температур в любых климатических условиях с максимальным тепловым эффектом и оптимальными технико-экономическими показателями.
1. Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащая конвективно-радиационную панель с воздушными каналами, направленную радиационной поверхностью в зону расположенчя оператора, теплообменник, соединенный с резервуаром с жидкой средой, насос и распределительный трубопровод, отличаю-. щаяся тем, что, с целью повышения эффек929469 рованными отверстиями, сообщающимися с секциями панели, и терморегулирующим клапаном, при этом патрубки связаны с распределительным трубопроводом. тивности работы, панель выполнена с герметичной полостью, которая разделена на отдельные последовательно расположенные секции, указанные секции заполнены гидрофильным материалом, размещенным между радиационной поверхностью панели каждой Источники информации, соответствующим ей каналом а
1 принятые во внимание при экспертизе о, . 74
l. Патент ФРГ № 887010, кл. 63с ные сопряженные части, одна из которых 1953. связана с упомянутыми секциями, другая— с их каналами.
1О 2 Авторское свидетелцства Ссср
2. Установка по п. 1, отличающаяся по заявке № 2601206)27-11, кл. В 60 Н а/00, тем, что она снабжена патрубками с калиб- 05.04.78 (прототип).
929469
Составители Г. Петрова
Редактор А. Шишкина Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко
Заказ.3122/23 Тираж 715 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4