Вагонетка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ („)929482
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.03.80 (21) 2892038/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
В 61 D 11/02
Гее дэрстюеннык йиемитет
СССР
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 28.05.82 (53) УДК 625.242..2(088.8 ) пе делам нзебретений и юткрмтий (72) Авторы изобретения
А. И. Сарсембаев, М.,Л. Гиверц, В. Д. Белан, В. А. Полянский и Н. М. Примачаи
Карагандинский научно-исследователь ий, проектно- / конструкторский и экспериментальн11й:HHcTHòóò
«Гипроуглегормаш»
Т (71) Заявитель а. (54) ВАГОНЕТКА
Изобретение относится к рельсовому транспорту, применяемому в горной промышленности, в частности к вагонеткам с разгрузкой перевозимой горной массы через дно.
Известна вагонетка, содержащая смонтированный на ходовой части кузов с шарнирно прикрепленными створками днища и запорные устройства створок, включающие в себя запорные рычаги с роликами на конце для взаимодействия с упорами, смонтированными в месте разгрузки (11.
Недостатки известной вагонетки заключаются в том, что днище навешивается к кузову на горизонтальный шарнир, а прилив поддерживающей планки днища находится в контакте с эксцентриковым рыча- 15 гом, радиус рабочей поверхности которого меньше расстояния между вертикальной осью рычага и упором. При движении вагонетки происходит колебание днища относительно горизонтальной оси шарнира с отрывом прилива поддерживающей планки днища от эксцентрикового рычага, что увеличивает динамическую нагрузку на механизм запорного устройства. Кроме того, при открывании днища эксцентриковый ры2 чаг, проходя вертикальную ось («мертвую точку»), вызывает предварительно подъем днища, а при дальнейшем повороте эксцентрикового рычага — опускание (открывание) днища. Необходимость предварительного подъема днища при открывании загруженной вагонетки вызывает уплотнение горной массы в кузове .и раздавливание ее.
Таким образом, при эксплуатации такой вагонетки усилия, прикладываемые к эксцентриковому рычагу механизма запорного устройства, в отдельных случаях вызывают подъем вагонетки, и как следствие, сход ее с рельсов. Кроме того, при движении порожней вагонетки происходит самопроизвольное открывание створок.
Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что запорное устройство каждой створки снабжено коромыслом, один конец которого шарнирно соединен с кузовом, а другой— с запорным и открывающим рычагами, и выполненным с жестко закрепленным на нем пальцем, и фиксатором последнего, шарнирно закрепленным на кузове,и подпружиненным относительно последнего, причем запор929482
IO!
20
З0
Формула изобретения
3 ный рычаг шарнирно прикреплен к створке, открывающий рычаг снабжен упорами для взаимодействия с фиксатором, а ось шарнира фиксатора смещена в сторону от кузова относительно оси шарнира, соединяющего коромысло с кузовом.
На фиг. 1 изображена вагонетка с закрытыми створками; общий вид; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез
 — В на фиг. l.
Вагонетка состоит из двух полускатов ходовой части. закрепленных в раме кузова 1, снабженного шарнирами 2, в которых установлено днище в виде двух створок 3 и 4 (фиг. 2), приваренных к поддерживающим планкам 5 — 7. Запорное устройство каждой створки состоит из запорных рычагов 8 (фиг. 3), одними концами шарнирно соединенных при помощи валика
9 с поддерживающей планкой 7, другими концами валиком !О с открывающим рычагом 11, имеющим ролик 12, упоры 13 и 14, взаимодействующие с фиксатором 15, шарнирно соединенным с кузовом. Пружина 16 прижимает фиксатор к пальцу 17, жестко закрепленному в коромысле 18, один конец которого шарнирно соединен с кузовом при помощи валика 19, а другой — с запорным рычагом 8. Ось шарнира фиксатора 15 смещена в сторону от кузова относительно оси шарнира, соединяющего коромысло с кузовом, на расстояние, обеспечивающее образование на фиксаторе контактной поверхности Г, выполненной по радиусу, равному радиусу пальца !7. Для предотвращения ударов створок при разгрузке вагонетки служат пружины 20 (фиг. 1).
Разгрузка вагонетки, закрывание створок и их фиксация производится следующим образом.
При движении вагонетки упор 21, установленный на разгрузочном бункере (не показан), взаимодействуя с роликом 12, на валике 10 против часовой стрелки, поворачивает открывающий рычаг 11, который упором 13 отклоняет фиксатор 15, последний, сжимая пружину 16, своей поверхностью Г выходит из контакта с пальцем 17.
При дальнейшем повороте открывающий рычаг 11 упором 14 производит дополнительный поворот фиксатора 15, полностью освобождая палец 17, и поверхностью Д перемещает его в сторону кузова 1. При этом на валике 19 происходит поворот коромысла 18, которое перемещает валик 10, поворачивая запорные рычаги 8. В этот момент происходит расфиксация всего запорного устройства и под действием груженной горной массы створки 3 и 4 с поддерживающими планками 5 — 7, поворачиваясь на шарнирах 2, открывают люк кузова для выхода горной массы. Пружины
20 при этом предохраняют створки от резких ударов.
Закрывание створок и их фиксация происходит при дальнейшем движении вагонетки и взаимодействии ролика 12 с упором 22 (фиг. 4), установленным также на разгрузочном бункере. В этом случае открывающий рычаг II производит действия, противоположные при открывании створок.
Запорные рычаги 8, нажимая на поддерживающие планки 7, 10 часовой стрелке производят поворот створок, плотно закрывая люк кузова.
Под действием упругих сил сжатия пружина 16 поворачивает фиксатор 15 до соприкосновения с пальцем 17. Чем больше усилие от горной массы на створки, тем больше сила трения на поверхности Г, которая обеспечивает надежную фиксацию закрытым створкам.
Инерционным и центробежным силам, возникающим при движении порожней вагонетки, стремящимся открыть створки, также противостоят подпружиненные фиксаторы 15.
Вагонетка с открывающимся днищем с запорным устройством в виде запорных рычагов, шарнирно соединенных с поддерживающими планками створок и открывающими рычагами, имеющими ролики и упоры, взаимодействующие с подпружиненным фиксатором, контактирующим с пальцем коромысла, обеспечивает надежную фиксацию днища в закрытом и открытом положениях, безотказную работу при открывании днища, исключает аварийные ситуации при разгрузке вагонетки и ее движения, повышает пропускную способность над разгрузочным бункером, т. е. тем самым повышает надежность в эксплуатации.
Вагонетка, содержащая смонтированный на ходовой части кузов с шарнирно прикрепленными створками днища и запорные устройства створок, включающие в себя запорные рычаги и шарнирно соединенные с ними открывающие рычаги с роликами на конце для взаимодействия с упорами, смонтированными в месте разгрузки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, запорное устройство каждой створки снабжено коромыслом, один конец которого шарнирно соединен с кузовом, а другой — с запорным и открывающим рычагами, и выполненным с жестко закрепленным на нем пальцем, и фиксатором последнего, шарнирно закрепленным на кузове и подпружиненным относительно последнего, причем запорный рычаг шарнирно прикреплен к створке, от929482
Фиг.
5 крывающий рычаг снабжен упорами для взаимодействия с фиксатором, а ось шарнира фиксатора смещена в сторону от кузова относительно оси шарнира, соединяющего коромысло с кузовом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 583013, кл. В 61 D i!/02, 1976 (прототип).
929482
Фи«. у в-в
//
)/y), 4
Составитель Е. Макрович
Техред А. Бойкас Корректор У. Пономаренко
Тираж 544 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Шишкина
Заказ 3123/23