Твердая смазка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскии
Социалистически республик
ОПИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С 10 М 7/06
С 10 М 7/12
9кударстеенвй камнтет
СССР ав делам нзебретеннй н отермтнй
Опублмковамо 23,05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описання23.05.82 (53) УДК 621.892 (088. 8) k
А.А.Зуев, А.M.Зуев, А.Г.Клабуков и К.Н. выдов
i т "-,т t р
Ь
Курганский машиностроительный институт ."
/ C т (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) ТВЕРДАЯ СИАЗКА
Изобретение относится к производству и применению твердых .смазок,-используемых в узлах трения машин и механизмов.
Известен ротапринтный способ смазки, поэволяюцнй значительно повысить ресурс пары трения, рабочую нагрузку и уменьшить износ 11).
В качестве материала для изготов,ления твердосмаэочных брикетов при ротапринтном способе смазки приме16 няется дисульфид молибдена 12).
Однако при тяжелых режимах трения дисульфид молибдена теряет смазочные свойства (3). т3
Наиболее близкой по составу к предлагаемой является твердая смазка, содержащая смесь селена и дисульфида молибдена, обладающая улучшенными антифрикционными свойстваf4), Однако брикеты, изготовленные из этой твердой смазки, обладают повышенной истираемостью н недостаточной прочностью, что приводит к воз" растанию износа пары трения. . Пель изобретения — повышение механических и антифрикционных свойств.
Поставленная цель достигается тем, что твердая смазка, содержацая селен и дисульфид молибдена, дополнительно содержит парафин при следующем содержании компонентов, мас.Ж:
Селен . 36-39,2
Парафин 2-10
Дисульфид молибдена 54-58,8
Предлагаемую смазку готовят следующим образом.
Порошкообраэную смесь, состоящую иэ селена, дисульфида молибдена н парафина, тщательно перемешивают, засыпают в пресс-форму, нагревают до в
60-65 С, подвергают сжатию с нагрузкой 500 кг/см, выдерживают в те2 чение 5 мин, охлаждают до комнатной температуры и выпрессовывают.
929699
Второй этап — исследование антифрикционных свойств известной и пред лагаемой твердой смазки. Пара тренин вал — вкладыш, изготовленные из стали 20 13. Диаметр вала 35 мм рабоg Ф чая площадь вкладьппа 1 см . Шероховатость поверхности 7-8 класс.
На валу просверлены отверстия, в которые эапрессованы брикеты иэ твер10 дой смазки. Исследуют износостойкость пары трения со .вставками из известной твердой смазки и предлагаемой.
Скорость скольжения О 55 м/с, удельная нагрузка 10 кг/см
15 Результаты испытаний приведены в табл. 3.
Таблица!
Компоненты, вес.%
40 60
39,2 58,8
38 57
36
Таблица 3
34
32
1,6 10
12О
1,1 ..10 65
Таблица2
Испытание смазок
Формула изобретения
Состав
100
10,66
270
0,9
0;75
264
0,54
232
228 50
0,60
0,62 0,67
0,68
210
170
Как видно из табл. 2, в зависи- 55 мости от условий работы оптимальное содержание парафина в твердой смазке составляет 2-10 вес.%.
Составы смазок, приготовленные по указанной технологии, представлены в табл. 1.
Исследования укаэанных составов
1-8 проводят в два этапа.
На первом определяют влияние добавок парафина на истираемость и предел прочности на сжатие брикетов, изготовленных из смеси селена и дисульфида молибдена.
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Испытание антифрикционных свойств
Интенсивность изнашивания определяют по известной методике 15).
Из табл. 3 видно, что введение парафина позволяет уменьшить интенсивность изнашивания примерно в 14 раэ. Одновременно значительно снижается температура трения.
Твердая смазка, содержащая селен и дисульфид молибдена, о т л и ч а . Вм. ю щ а я с я: тем, что, с целью повышения механических и антифрикциоиных свойств, смазка дополнительно содержит парафин при следующем содержании компонентов, вес.%:
Селен 36-39, 2
Парафин 2-10
Дисульфид молиб- е дена 54-58,8
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Теория трения и износа. М., "Наука", 1965, с. 307-311.
2. Сентюрихина Л.H. и др. Твердые дисульфидмолибденовые смазки. М., "Химия", 1966, с. 100-101.
3. Крагельский И.B. и др. Трение и износ в вакууме. М., "Машиностроение", 1973, с. 165.
4. Авторское свидетельство СССР
Р 639922, кл. С )О И 7/06, 1979 (прототип).
929699
5, Крагельский-- И.В.и др. Основы расчетон на трение и износ. М., "Машиностроение", )977, с. 5, 276.
Составитель Е.Пономарева
Редактор Н.Гунько Техред M. Рейвес Корректор СЛекмар
Заказ 3412 34 Тирак 524 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент . г. Уигород, ул. Проектная, 4