Ковш экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
< 1929787
Соеэ Советскин
С©циалистическик республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.06.80 (21) 2943500/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 23.05.82 (51)М. Кл.
Е 02F 3/40
1Ъаударстаеннв|й камитет
СССР не делам изобретений и атнрмтий (тз ) УЙ К 621 . 879.. 34(088.8) М.С. Овчаров, В.В. Харченко, Н.В. Бойко,В.Д. Лис тг1 . и А.И. Бирюков
11 Т О111(1е ъ С,1
Щ()ар с11т,щ 1
Казахский проектнс технологический институт фундамржоатщ ениня и Карагандинский ордена Трудового Красного З.наменй политехнический институт (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) КОВШ ЭКСКАВАТОРА
Изобретение относйтся к строительному и дорожному машиностроению и предназначено для активизации рабочих органов рыхлителей ковшей экскаваторов и т. д.
Известен ковш экскаватора, включатощий корпус, режущий ин трумент и гидро- 5 пневматические ударные устройства $1).
Наиболее близким к изобретению яв ляется ковш экскаватора, включающий днище с зубьями, механизм качания зубьев в продольных вертикальных плоо- та костях с приводом, причем зубья соединены через шатуны с эксцентриковым валом, расположенным поперечно ковшу (21.
Однако в процессе работы ковша экскаватора зуб с режущей кромкой совершает колебательное движение, что вызывает не» обходимость установки балансирующей рамы (направляющая букса}. При повороте эксцентрикового вала íà 4 =О-90 начинаето ся его внедрение в грунт, при cL = 90-180 происходит надкалывание грунта, при
d 180-270о происходит подъем и отход зуба, что приводит к отрыву надколотого грунта общего массива, При дальнейшем повороте эксцентрикового вала происходит зачерпывание оторванного грунта.
При отрыве грунта, с учетом движения ковша, зуб отходит от траектории копания, при этом ковш, проттолжая двигаться, смещает режущую кромку зуба, и при последующих колебаниях он выйдет иэ забоя. При совмещении колебания зуба и движения ковша, процесс резания грунта практически отсутствует. Чтобы обеснечить дальнейшее внедрение зуба в грунт необходимо подать ковш назад, что приводит к увеличению энергоемкости и снижению производительности.
Ф
Цель изобретения — снижение энергоемкости процесса копания.
Поставлеййая цель достигается тем, что механизм качания режущих зубьев выполнен из продольно расположенных коленчатых валов с коренными шейками, установленными на днище, и шату нами, на которых с воэможностью вращения смонтированы зубья, при этом каж
929787
Ковш работает следуюшим образом.
Заданное усилие на зубьях 2 определяется настройкой перепускных клапанов
19 на давление, возникаюшее в гидроцилиндрах 20 и 21, т. е. при работе экс каватора в слабых (немерзлых) грунтах, когда усилие на режуших кромках зубьев 2 незначительно, жидкость по магистрали 6, минуя перепускные клапаны
Ъ дый коленчатый вал выпопнен с пересекакл шимися осями коренной и шатунной шеек в точке, расположенной на острие режущей части зуба.
При этом привод механизма качания зубьев выполнен в виде поперечно расположенного двухштокового гидроцилиндра, который корпусом закреплен на днише, а штоками связан. с коренными шейка.ми коленчатых валов. 10
На фиг. 1 изображен экскаватор; на фиг. 2 - ковш, продольный разрез; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2", на фиг. 4принципиальная схема механизма качания зуба; на фиг. 5 - вид Б на фиг, 4; на 15 фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 4; на фиг, 7 — привод механизма качания зубьев.
Ковш экскаватора состоит из корпуса 1 с днищем, зубьев 2, пилота 3 управления р0 с левым 4 и правым 5 плунжерами, подводящей 6 и отводящей 7 магистралей, сьемной крышки 8 и механизма 9 качания зубьев 2 в продольных вертикальных плоскостях; включаюшего корпуса 10 крепления зубьев 2, расположенные на коленчатых валах 11 с пересекаюшимися осями о и 5 в точках q. на остриях зубьев 2 и установленные в втулках 12, жестко закрепленных на корпусе 1.
Корпус 10 крепления установр1ен на коленчатом валу 11 посредством подшипников 13 качения (или скольжения).
Привод механизма качания выполнен в виде двухштокового гидроцилиндра 14 с
35 штоковыми полостями Г и Д, на штоках которого жестко установлены упоры
15 и 16. С торцами коленчатых валов
11 жестко соединены рычаги 17 и 18.
В магистрали 6 установлены пере40 пускные клапань;: 19, настроенные на давление, возникающее в гидроцилиндрах
20 и 21 поворота ковша и рукояти.
Пилот 3 управления включает три золотника, один из которых основной 22, 45 а два других 23 и 24 являются ограничителями хода гидроцилиндра 14., передаюшими сигнал на переброску основного золотника 22.
19, поступает в гидроцилиндры 20 и 21, при этом ковш работает без колебания . зубьев 2 (как обычный ковш).
При взаимодействии зубьев 2 с прочным или мерзлым грунтом усилие на режуших кромках зубьев 2 увеличивается, что приводит к увеличению давления жидкости в гидроцилиндрах 20 и 21.
При достижении в этих гидроцилиндрах давления, равного давлению настройки перепускных клапанов 19, жидкость, минуя гидроцилиндры 20 и 21, через перепускные клапаны 19 поступает через пилот 3 управления в гидроцилиндр, т. е. жидкость по магистрали 6 через золотник 22 поступает в штоковую полость Д гидроцилиндра 14, вследствие чего шток, перемешаясь и воздействуя на рычаг 17, поворачивает коленчатый вал 11 вокруг оси 4 (фиг. 4 и 5) на угол cL (фиг. 2 и 6) при этом точка 8 оси о также поднимается на угол с(. Так как на оси б установлен корпус 10 крепления зубьев 2, его хвостовик, "не вращаясь, за счет подшипников 13 качения (или скольжения) поднимается относительно острия зубьев 2 вверх на величину 4 определяемую углом d. (фиг. 6). При этом происходит отрыв грунта от массива.
В конце хода штока упор 16 воздействует на правый плунжер 5 золотника
24 и перемешает его до тех пор, пока золотник 22 пилота 3 управления не соединит штоковую полость Г гидроцилиндра 14 с напорной магистралью 6, а полость Д с сливной магистралью 7.
Жидкость, поступая в полость Г, изменяет направление движения штока гидро- . цилиндра 14 и, воздействуя на рычаг 17, поворачивает коленчатый вал 11 вокруг оси с1 в обратном направлении на угол d., при этом точка оси 6 опускается вследствие чего опускается и хвостовик корпуса крепления зубьев 2. Образуется зазор между зубьями 2 и грунтом (фиг. 2), вследствие чего усилие резания на зубьях 2 уменьшается и проиоходит их внедрение в массив.
Опускание хвостовика корпуса инструментов ограничивается упором 15, который, воздействуя на левый плунжер 4 золотника 23, перебрасывает золотник
22 пилота 3 управления и соединяет штоковую полость Г с сливной магист ралью 7, à Holloctb Д с магистралью 6.
Далее цикл повторяется.
При снижении усилия на кромке ре- жущих инструментов перепускные клапа9297В7 ны 19 закрываются и жидкость, поступая в гидроцилиндры 20 и 21, не вызывает колебаний зубьев 2, т. е. ковш работает как обычный (неактивно).
Использование изобретения позволяет достичь постоянного контакта режущих кромок зубьев с траекторией копания грунта,. в результате чего значительно снижается энергоемкость и повышается производительность экскаватора.
Формула изобрете ния
1. Ковш экскаватора, включающий днище с зубьями, механизм качания зубьев в продольных вертикальных плоскостях с приводом, о т л и ч а ю m и и с я тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса копания, механизм качания зубьев выполнен из продоль но расположенных коленчатых валов с коренными шейками, установленными на днище, и шатунными, на.которых с воэ можностью вращения смонтированы зубья при этом каждый коленчатый вал выполнен с пересекающимися осями коренной. и шатунной щеек в точке, расположенной на острие режущей части зуба.
2. Ковш по и. l, о т л и ч а ю10 шийся тем, что привод механизма качания зубьев выполнен в виде поперечно расположенного двухштокового гидропилиндра, который корпусом закреплен на. днище, а штоками связан с коренными шейками коленчатых валов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 .. Авторское свидетельство СССР № 338594, кл. Е 02 F 3/40, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 759659, кл. Е 02 F 3/40, 1975. (прототип) .
929787
<иа 7
Составитель С. Фомин
Редактор О. Юрковецкая Т ехред М. Надь Корректор М. Шароши
Закаэ 3432/39 Тираж 711 . Подписное .
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5
Филиал ППП Патент, г; Ужгород, ул. Проектная, 4