Заклепка для опорных площадок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз CQBOTcssx .
Социалиетичвскик
Pecnydnss
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<1 ??929898 (6! ) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-???? (22) ?????????????? 03.03.80 (2l) 2888355>
Опубликовано 23.05.82., Бюллетень М 19
{51)N. Кл.
F 16 8 19/06 (овударетвекиы0 коиитет
СССР ао делен изебретений и открытки
{53) УДК 621.884 (088.8) Дата опубликования описания 23. 05. 82 (72) Авторы изобретения
А.С.Данов, Е.А.Большаков, Л.П.Семенов, Л.Д.А
А.Г.Лебединский, А.А.Редько, lO.А.Даниленко и Н.А.Качалов (7!) Заявитель
Харьковский авиационный институт им. Н.Е.Жук (54) ЗАКЛЕПКА ДЛЯ ОПОРНЫХ ПЛОЩАДОК
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к авиастроению .
Известна заклетка, состоящая из стержня и головки-выступа (1j.
Однако такая заклепка не обеспечивает полного заполнения отверстия по всей толщине соединяемого пакета, особенно под головкой-выступом, что дает низкие показатели усталостной долговечности, надежности и герметичности соединения. Отсутствие натяга по толщине пакета приводит к быстрому расшатыванию заклепки и прочностному ослаблению соединенйя.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является заклепка, содержащая стержень и закладную головку, при этом стержень выполнен с осевым углублением, а закладная головка - с поднутрением на опорном торце и с выступом-компенсатором на внешнем торце (2(.
Однако при высоких показателях усталостной долговечности, надежности и герметичности использование известной заклепки для сборки опорных площадок, в частности летательных
S аппаратов, или других опорных площадок, не обеспечивает необходимой сцепляемости опорных площадок с движущимися по ним объектами, что требует установки или выполнения
1О элементов, дополнительно повышающих сцепляемост ь (например выполнение насечек и шипов, установки накладок) а это повышает вес кострукции, су15щественно усложняет технологию. и требует дополнительных затрат труда.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей.
Указанная цель достигается тем, что в заклепке, содержащей стержень с осевым углублением и закладную головку с поднутрением на опорном торце и с выступом-компенсаторои на внешнем торце, на внешнем торце
929898
Формула изобретения
3 закладной головки выполнен осевой щип, отделенный от выступа-компенсатора кольцевой канавкой, глубина которой равна высоте выступа-компенсатора. 5
На фиг, 1 изображена предлагаемая заклепка, на фиг. 2 - то же,после установки в пакет деталей с подведенными к ней клепальными органами инструмента; на фиг. 3 - то же, после расклепывания.
Заклепка содержит, закладную головку 1 с кольцевым выступом-компенсатором 2, диаметр которого равен диаметру стержня 3 заклепки, а также с под- >> нутрением 4 на опорной ее поверхности.
В.. центре внешнего торца головки выполнен осевой шип 5, отделенный от выступа-компенсатора кольцевой канавкой 6, глубина которой равна высо- 20 те выступа-компенсатора 2.
Выступ-компенсатор 2 обеспечивает резкое увеличение контактных напряжений от воздействия инструмента в процессе клепки.Это приводит к образова- 2 нию пластической зоны в месте сопряжения закладной головки со стержнем, этому способствует также наличие кольцевой канавки 6.
Улучшение раздачи стержня заклеп- 30 ки по толщине пакета, особенно в месте сопряжения закладной головки со стержнем, способствует также поднутрение на опорном торце головки.
Специально выполненный клепальный инструмент передает усилие только на выступ-компенсатор, исключая деформацию осевого шипа, который обеспечивает необходимую сцепляемость опорных площадок с движущимися объектами.
На торце стержня заклепки может быть выполнено осевое углубление 7, которое обеспечивает снижение трения и перераспределение контактных напряжений °
Выполнение на внешнем торце закладной головки заклепки осевого шипа, например конического, отделенного от кольцевого компенсатора кольцевой канавкой с глубиной, равной высоте выступа-компенсатора, позволяет, наряду с повышением сцепляемости, существенно уменьшить вес, упростить конструкцию и технологию изготовления опорных поверхностей (пола грузового отсека самолета или вертолета, трапа, лестниц), например летательных аппаратов, за счет исключения из конструкции последних деталей и элементов, специально включаемых в них для увеличения сцепляемости.
Использование предлагаемой заклепки в соответствующих конструкциях летательных аппаратов позволяет получить оптимальные по весу тонкостенные силовые конструкции их опорных поверхностей.
Заклепка для опорных площадок,содержащая стержень и закладную головку, при этом стержень выполнен с осевым углублением,а закладная головкас поднутрением на опорном торце и с выступом-компенсатором на внешнем торце, о .т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, на внешнем торце закладной головки выполнен осевой шип, отделенный от выступа-компенсатора кольцевой -канавкой,, глубина которой равна высоте выступа-компенсатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авиационная нормаль 854АН.
2. Авторское свидетельство СССР
929898.
Фиа1
Составитель И. Проконичев
Редактор Л,Лукач Техред Т.Маточка Корректор . илак
О.Б
Заказ 3441/44 Тираж 798 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4