Зубчато-фрикционная муфта включения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Рес ублии

Оп ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (li) 929905 (6l ) Дополнительное к авт, саид-ву(22) Заявлено 25. 07. 77 (21) 2511374/25-27 с присоединением заявки №(23)приоритет(51) М. Кл.

F 16 0 11/00

F 16 0 25/04 аваударатаанный камнтат

СССР ао делам «эобретаннй н вткрытнй

Опубликовано 23 ° 05 ° 82 Бюллетень №19 (53) УДК 621 825 °

° 5(088.8) Дата опубликования описания 23.05.82 (72) Авторы изобретения

M. И. Баранаев и Е. А. Савинов

Рязанский завод тяжелого кузнечно-прессового оборудования (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТО-ФРИКЦИОННАЯ ИУфТА ВКЛОЧЕНИЯ

Йзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах-орудиях, в частности кузнечно-прессовых машинах, в которых крутящий момент, потребный для пуска и разгона исполнительного механизма, значительно отличается по величине от крутящего момента, передаваемого этой же муфтой при совершении полезной работы.

Известна зубчато-фрикционная муфта включения, содержащая ведущий корпус-водило, установленное внутри него ведомое центральное колесо, сцепленные с ним сателлиты и два замыкающих устройства, одно из которых выполнено в виде пневматической дисковой муфты с нажимным и упорным дисками, связанными с корпусом-водилом, а второе — в виде ленточных фрикционных тормозов, воздействующих на сателлиты.

В известной муфте процессы включения и передачи рабочего крутящего

2 момента разделены. При неустановившихся режимах работы. т.е. при пуске и разгоне ведомых элементов, включаются ленточные тормоза поочередно.

При установившемся режиме работы, 5 т.е. при передаче рабочего момента, включается фрикционная дисковая муфта, а тормоза выключаются или работают одновременно с муфтой (1). о

Однако в известной муфте имеется значительное количество фрикционных . элементов, в частности ленточные тормоза, которые быстро изнашиваются. Кроме того, шкивы тормозов имеют

1S значительный момент инерции, что тре.бует повышенных затрат энергии двигателя.при разгоне их. Фрикционная муфта рассчитана на передачу рабочего крутящего момента и вследствие этого имеет значительные фрикционные поверхности трения, а следовательно, большие габариты и момент инерции.

Целью изобретения является сокращение быстроизнашиваемых фрикционных

92990 поверхностей и уменьшение момента инерции ведомых масс, что позволяет снизить затраты энергии двигателя при пуске и разгоне ведомых элементов в момент включения муфты и значительно повысить долговечность и надежность рабочих элементов муфты.

Поставленная цель достигается тем, что второе замыкающее устройство выполнено в виде, по крайней мере, 10 одной шестерни, подвижной в осевом направлении, и связанного с ней привода, перемещающего шестерню до зацепления с центральным колесом, при этом шестерня с одним из сателлитов

1 цеплена постоянно, а с центральным колесом — в период установившегося режима работы.

В этой муфте первое описанное замыкающее устройство является пусковым, а второе — рабочим.

Таким образом, в предлагаемой муфте при неустановившихся режимах работы, т.е. при пуске-разгоне, работает пневматическая фрикционная муф-. g5 та, а передача крутящего момента для совершения полезной работы осуществляется посредством зубчатой передачи: центральное кг песо-сателлит, замыкаю щее устройство-шестерня, корпус-водило.

На фиг. l представлена муфта, общий вид; на фиг. 2 - разрез A-А на фиг. 1.

Муфта содержит ведущее звено, вы35 полненное в виде корпуса-водила 1.

Ведущее звено - корпус-водило 1 кинематически связано с приводом (не показан). Ведомое звено, выпол о ненное в виде вала 2 с жестко закрепленным на нем центральным зубчатым колесом 3, кинематически связано с исполнительным механизмом (не показан). Первое замыкающее устройство, являющееся пусковым, выполнено в ви15 де пневматической фрикционной муфты с нажимным диском 4 и упорным диском 5. Нажимной диск 4 посредством скрепленной с ним эластичной диафрагмы 6, крышки 7 и корпуса-водила

1, с которым они скреплены, образует герметичную пневматическую полостькамеру 8. Упорный диск 5 жестко связан также с корпусом-водилом 1. Зубчатое колесо 3 имеет по диаметру окна, в которых свободно размещены фрикционные вставки 9, контактируюцие при подаче сжатого воздуха в

5 ф камеру 8 с нажимным 4 и упорным 5 дисками пусковой муфты.,Второе замыкающее устройство, являющееся рабочим, выполнено в виде зубчатого соединения с сателлитами 10, свободно вращающимися относительно корпуса водила 1. Сателлиты 10 постоянно находятся в зацеплении с центральным колесом 3 (ведомым звеном) и шестерней 11 (замыкающим звеном), для чего сателлиты имеют развитый по длине зубчатый венец 12, Шестерня 11 в зацепление с зубчатым колесом 3 вводится после пуска и разгона ведомых элементов, т.е, при нулевой относительной скорости сателлитов

10 и колеса 3. Для этого шестерня

11 свободно сидит на оси l3. Ось 13 жестко связана с поршнем 14 пневма- тического цилиндра 15. Ось 13 упором воздействует на упоры шестерни 11.

Пружина 16 выводит шестерню 11 из зацепления с колесом 3 при снятом давлении в цилиндре 15.

Муфта работает следующим образом.

Исходное положение. Корпус-водило

1 (ведущее звено) вращается. Зубча,,тое колесо 3 и вал 2 (ведомое звено) заторможены (тормоз не показан).

После растормаживания вала 2 и коле са 3 подается сжатый воздух в каме ру 8. Посредством давления сжатого воздуха нажимной диск 4, воздействуя на вставки 9, прижимает их к упорному диску 5 и таким образом производит замыкание ведомого звена — колеса 3 и вала 2 с корпусомводилом 1 - ведущим звеном. При смыкании дисков вращение от корпусаводила 1 сообцается колесу 3. После того, как скорости корпуса 1 и колеса 3 выравняются, а следовательно, выравняется и станет равна нулю скорость сателлита .10 и постоянно сцепленной с ним шестерни 11 относительно колеса 3, подается сжатый воздух в цилиндр 15. При этом поршень 14, преодолевая сопротивление пружины 16, воздействуя осью-штоком

13 на упоры шестерни 11, легко вводит ее в зацепление с колесом 3, так как шестерня 11 находится постоянно в зацеплении с сателлитом 10, а последний — с колесом 3. При общем управлении сжатый воздух может подаваться одновременно в камеру 8 и цилиндр 15 и одновременно выпускаться. При раздельном управлении после

Зубчато-фрикционная муфта включения, содержащая ведущий корпус-водило, установленное внутри него ведомое центральное колесо, сцепленные с ним сателлиты и два замыкающих устройства, одно из которых выполнено в виде пневматической фрикционной дисковой муфты с нажимным и упорным дисками, связанными с корпусомИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2511374/25-27, кл. F 16 0 11/00, F 16 0 67/04, 1974.

5 929905 6 включения зубчатой рабочей (сцепной) водилом, о .т л и ч а ю щ а я с я муфты пневматическая фрикционная тем,что, с целью повышения долгомуфта может выключаться. После вы- вечности и снижения затрачиваемой пуска сжатого воздуха муфта выключа- энерГии в неустановившихся режимах ется и ведомое колесо затормаживает- работы путем уменьшения момента инер. ся, а корпус-водило I вращается, пос- ции ведомых масс, второе замыкающее ле чего цикл включения может повто- устройство выполнено в виде, по ряться в описанной последователь- крайней мере, одной шестерни, подности. вижной в осевом направлении, и связанного с ней привода, перемещающего шестерню до зацепления с центральФормула изобретения ным колесом, при этом шестерня с одним из сателлитов сцеплена постоянно, а с центральным колесом — в

15 период установившегося ражима работы.

4-А

Составитель И. Антипова

Редактор Л. Лукач Техред А. Бабинец Корректор Н. Ивыдкая

Заказ 3442/45 Тираж 981 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l.13935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4