Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сеюь Советскки
Сецкалкс тически и
Республик >929918 (61) Дополнительное к авт, санд-ву ™ (22) Заявлено 20 11 78 (21) 2685635/25-28 с присоединением заявки рк (23) Приоритет (Sl)M. Кл.
F 16 Н 1/02
1Ъвударстенеь1й кекитет
СССР ао авлак иэвбрвтеиий и аткрытий
ОпУбликовано 23. 05. 82. Бюллетень М 19
Дата опубликования описания 23,05.82 (53) УДК 621.833 (088. 8) (72) Авторы изобретения
Г. А. Журавлев и Ю.Д. Харитонов
В "„-.
"ус® н я и Д ",,",- ".; -,(71) Заявитель
Ростовский ордена Трудового Красного Знаме государственный университет
«» ь l» ьт ", "-с -, », ет
j a ьл7. ..Г и
» еь (54 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач.
Известны зубчатые передачи, содержащие колеса с разными системами зацепления. Ведущее колесо имеет винтовые выпуклые зубья с эвольвентным или дуговым профилем, а ведомое - вогнутые зубья с профилем в виде эквидистенты удлиненной ееольеенты D I.
Недостатками данных передач являются пониженная нагрузочная способность ввиду наличия одной линии контакта и неблагоприятные условия сопряжения вогнутых зубьев с точки зрения !
5 иэгибной прочности.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача, 20 содержащая колесо с эвольвентным профилем зубьев, зацепляющееся с парным колесом, зубья которого выполнены с исходным контуром на базе зацепления Новикова, включающим прямолинеи ные и дуговые участки 2
Однако известная передача имеет недостаточную нагрузочную способность.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи. и
Поставленная цель достигается тем, что прямолинейный участок ножки исходного контура зубьев касателен к дуговому частку головки, а углы профиля прямолинейных уча стко в нож ки и головки исходного контура зубьев равны углу профиля исходного контура зубьев эвольвентного колеса и сопряжены с дуговыми участками в точках с чаксимальными углами профиля плав- . ными кривыми.
На чертеже показаны исходные конту ры зацепляющихся зубчатых колес перецачи.
Исходный контур 1 предназначен для колеса с эвольвентными зубьями, ис)ходный контур 2 — для парного зубчатого колеса с зубьями, выполненными на, этих колес шестернями квазиэвольвентного зацепления.
Формула изобретения.Зубчатая передача, содержащая колесо с эвольвентным профилем зубьев зацепляющееся с парным колесом, зубья которого выполнены с исходным контуром на базе зацепления Новикова, включающим прямолинейные и дуговые участки, отличающаяся тем что, с целью повышения нагрузочной. способности передачи, прямолинейный участок ножки исходного контура зубьев касателен к дуговому участку головки, а углы профиля прямолинейных участков ножки и головки исходного контура зубьев равны углу профиля исходного контура зубьев эвольвентного колеса и сопряжены с дуговыми участками в точках с максимальными углами профиля плавными кривыми.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
У 254284, кл, F 16 H l/08, 1968.
Z. Авторское свидетельство СССР по заявке Н 2643314/25.-28, кл. F 16 H 1/02, 1978 (прототип).
3 929918 базе зацепления Новикова. Исходный контур 2 содержит выпуклый участок головки fc, вогнутый участок ножки
mg и прямолинейные участки головки
ab и ножки пр. %
Дуги fc w mg сопряжены с прямыми аЬ и прплавными кривымиbc mn, а между собой - прямой fg, Прямая пр касается дуги fc в точке е, Зазоры О и s назначают,,исходя 1О из соотношения д/s= (0,7;- 1,0) .
При этом меньшее значение d/s берут для передач, работающих в абразивной среде при интенсивном износе зубьев, а большее - для передач, имеющих бла- 15 гоприятные с точки зрения износа ус..ловия эксплуатации.
Передачи с таким исходным контуром обеспечивают применение зацепления
Новикова при ремонте редукторов, 2О оснащенных коническими зубчатыми передачами с квазиэвольвентным зацеплени" ем. Появляется всзможность применения малоизношенных колес, у которых парные шестерни квазиэвольвентного за- 2S цепления пришли в негодность. При этом в результате благоприятной приработки пары, составленные из таких колес и шестер -н на базе зацепления
Новикова, будут долговечнее передач, эф образованных в результате спаривания
929918
Составитель А.Верховский
Редактор Л.Лукач Техред Т.Иаточка Корректор У.Пономаренко
Заказ 3442/45 Тираж 981. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5 филиал ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная, 4