Труба
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И C А Н И Е „, 929951
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт.. свид-ву— (22) Заявлено 31.08.78 (21) 2660510/29-08 с присоединением заявки № 2792147/08. (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F l6 1. 9/12
Государственный комитет
СССР (53) УДК 621.643 (088.8 ) Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 28.05.82 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. А. Кореньков, А. Г. Фишбейн и Л. Л.,(71) заявители (54) ТРУБА
Изобретение относится к производству термопластичных труб, армированных металлическим каркасом, и может быть использовано для изготовления трубопроводов, применяемых.для транспортирования жидких и газообразных агрессивных сред при высоких давлениях, при вакууме, при больших температурных колебаниях. Кроме того, изобретение может быть применено для обсадки скважин при подземном вышелачивании.
Известны термопластичные трубы, включающие усилители прочности в виде металлических продольно расположенных стержней — стрингеров и переплетенных с ними поперечных витков — нервюр (1) .
Недостатком этих труб является то, что термические линейные колебания термопласта в 8 — 10 раз больше, чем у металла, эксплуатация трубопроводов, выполненных из термопластичных труб, армированных плетеным каркасом, при больших температурных колебаниях и значительных осевых нагрузках затруднена и требует установки специальных компенсирующих устройств с большими разрешающими возможностями по компенсации линейных изменений.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является труба, включающая усилитель прочности в виде металлического сетчатого каркаса, состоящего из стрингеров и нервюр, жестко скрепленных в точках их пересечения, например, сваркой (2).
К недостаткам этих труб относится их большая материалоемкость, громоздкость и неприменимость для транспортировки агрессивных сред и обсадки скважин при подземном выщелачивании.
Цель изобретения — увеличение сопротивления радиальным нагрузкам.
Эта цель достигается тем, что толщина слоев трубы, прилегающих к каркасу с внутренней и наружной сторон, и толщина каркаса равна сумме толщин стрингеров и нервюр, связаны соотношением
В =02 08 где  — толщийа слоев трубы в поперечном
20 сечении;
S — толщина каркаса.
На чертеже изображена предлагаемая труба.
Труба выполнена из термопластичной пластмассы 1, например из полиэтилена вы929951
Формула изобретения
Й Рка сбарка
Составитель А. Слесарев
Тех ред А. Войк ас Корректор В. Синицкая
Тираж 981 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т. Кугрышева
Заказ 3308/47
3 сокой плотности низкого давления, используемой для производства труб, применяемых для транспортирования химических сред, и усилителя прочности в виде каркаса, состоящего из металлических продольных силовых элементов — стрингеров 2 и поперечно навитых на стрингеры нервюр 3 любого профиля, связанных между собой во всех точках пересечения.
При ширине слоев В термопласта в поперечном сечении трубы меньшей, чем 0,2 толщины каркаса S, стенки получаемых труб черезмерно тонки, в термопласте возникают большие усадочные напряжения, особенно в центрах ячеек, а поверхность трубы приобретает характерный рисунок металлического каркаса. Такие трубы не вы- 15 держивают больших силовых нагрузок и температурных колебаний, так как происходит разрыв стенок по термопласту.
При ширине слоев В термопласта больших, чем 0,8 толщины каркаса S, наблюдается сдвиг слоев термопласта при температурных и силовых нагрузках относительно каркаса и закрепленного на нем близлежащего слоя термопласта в результате увеличения массы термопласта и его пластичности за счет снижения прочности сил сцеп- 25 ления между каркасом и отделенными слоя1 ми термопласта.
Труба, преимущественно из термопласта, содержащая усилитель прочности в виде металлического сетчатого каркаса, состоящего из стрингеров и нервюр, жестко скрепленных в точках их пересечения, например, сваркой, отличающаяся тем, что, с целью увеличения сопротивления радиальным нагрузкам, толщина слоев трубы, прилегающих к каркасу с внутренней и наружной сторон, и толщина каркаса, равная сумме толщин стрингеров и нервюр, связаны соотношением — В- = 0,2 — 0,8, где  — толщина слоев трубы в поперечном сечении;
S — толщина каркаса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР № 472518, кл. F 16 L 9/16 опублик. 1970..
2. Патент США № 3871410, кл. F 16 L 9/08 опублик. 1975 (прототип).