Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соеетсииа

Соцнанистичвсни к

Рвснублни

О l1 И С А Н И Е 930172

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51)M. Кл. (22)Заявлено 17.11.80 (2l) 3005777/24-07 с присоединением заявки,яв (23) Приоритет

6 01 а 31/34

9мрщваиивй «еетет

CCCP юв деми кзюб1Втввкй и вткрытвй

Онубликовано 23. 05. 82. Бюллетень 4% 19

Дата онубликования онисания 23 .05 .82 (53) УДК 621. 313. . 13. 024 (088. 8) ижский Краснознаменный институт инженер рдщцанской авиации им. Ленинского комсомола (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СКОЛЬЗЯЩЕГО КОНТАКТА

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электрическим машинам преимущественно малой мощности и может найти применение в специализированных приборах диагностирования для беэраэборной оценки технического состояния электродвигателей различных объектов, например самолетов, оно также может быть использовано в других отраслях, в частности в электромашиностроении.

Известно устройство контроля электрических машин, содержащее встроенный датчик коммутационных пульсаций напряжения, фильтр и индикатор (1 ).

Недостатком этого устройства является. ограниченная область применения, обусловленная использованием встроенного датчика коммутационных пульсаций напряжения и зависимостью контролируемого параметра от режима работы машины.

Известно также устройство контроля электрических машин, содержащее измерительный преобразователь средневыпрямленного значения пульсаций напряжения, ограничитель амплитуды и индикатор 12).

Недостатком такого устройства является также ограниченная область применения, обусловленная тем, что рассматриваемое устройство при контроле требует подключения непосредственно к разнополярным щеткам машины. тв

Такое требование для многих машин (особенно малой мощности) не выполнимо беэ их частичной разборки. Кроме того, показания индикатора также зависят от режима работы машины, что

15 делает невозможным проведение контроля большинства электрических машин непосредственно на объекте, например на борту самолета.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство, содержащее датчик коммутационных пульсаций яапряжения, блок измерения отношения пикового и средневыпрямленФормула изобретения

3 93017 ного значения пульсаций напряжения, блок контроля частоты вращения и индикатор P3).

Недостатком известного устройства является ограниченная область примеS нения. .. Указанный недостаток обусловлен тем, что устройство позволяет диагностировать непосредственно на объекте ограниченную номенклатуру электродви- 1е гателей, в основном реверсивные электродвигатели, имеющие две обмот" ки возбуждения. При этом в качестве датчика коммутационных пульсаций напряжения используется свободная (для данного направления вращения) обмотка возбуждения.

1 Цель изобретения - расширение области применения.

Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве датчик коммутационных пульсаций напряжения выполнен в виде трансформатора, вто" ричная обмотка которого соединена с входами блоков измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений и контроля частоты вращения, а две встречно намотанные первичные обмотки содержат клеммы для подключения к якорной цепи электродвигателя,.

ЭО причем параллельно одной из первичных обмоток подключен шунтирующий конденсатор.

На чертеже оказана схема предлагаемого устройства контроля электро" двигателя. зз

Устройство содержит датчик 1 коммутационных пульсаций напряжения, блок 2 измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения, и блок 3 контроля частоты вращения, причем блоки 2 и 3 включают и соответствующие индикаторы. Обмотки L< и 1 включены в цепи электродвигателя последовательного ,возбуждения и параллельно обмотке L 4з ,включен шунтирующий конденсатор С.

Устройство работает следующим образом.

При подключении электродвигателя к источнику питания по обмоткам

so

L< и 12 будут протекать постоянная и переменная составляющие тока, причем, поскольку указанные обмотки включены встречно, то суммарный магнитный поток, создаваемый постоянной сос-SS тавляющей тока электродвигателя, будет равен нулю. Указанное обстоятельство делает независимым характеристики

2 4 трансформатора (например, амплитудночастотную характеристику) от величины постоянной составляющей тока (изменяющейся в широком диапазоне) и тем самым не приводит к искажению соотношения пикового и средневыпрямленного значений, используемого в качестве диагностического параметра.

В то же время переменная составляющая тока (являющаяся диагностическим сигналом) трансформируется во вторичную обмотку (в заданном частотном диапазоне) без искажений, что обеспечивается шунтирующим конденсатором С, через который замыкается переменная составляющая тока.

Выбор значений емкости конденсатора С и индуктивности обмотки L производится,из условия обеспечения следующих соотношений где f " нижняя рабочая частота спектN ра пульсаций тока, используемого в качестве диагностического сигнала.

Использование предлагаемого устройства в сравнении с известными обеспечивает расширение области применения, поскольку оно позволяет контролировать состояние различных электродвигателей и не требует при этом подключения к разнополярным щеткам или свободным обмоткам возбуждения, Применительно ко многим электродвигателям .авиационного оборудования это дает возможность значительно упростить процесс диагностирования и тем самым сократить затраты на технологическое обслуживание широкой номенклатуры изделий.

Устройство контроля скользящего контакта электродвигателя постоянного тока, содержащее датчик коммутационных пульсаций напряжения, блок измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений пульсаций напряжения и блок контроля частоты вращения, о т л и ч а ю щ е е с я тм, что, с целью расширения области

930)72

Составитель С. шутова

Редактор В. Лазаренко Техред Т. Фанта Корректор Е. Рошко

Заказ 3460/58 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 применения, датчик коммутационных пульсаций напряжения выполнен в виде трансформатора, вторичная обмотка которого соединена с входами блоков измерения отношения пикового и средневыпрямленного значений и контроля частоты вращения, а две встречно намотанные. первичные обмотки содержат клеммы для подключения к якорной цепи электродвигателя, причем параллельно одной иэ первичных обмоток подключен шунтирующий конденсатор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

H 131821, кл. Н 02 К 15/00, 1960 °

2. Плющ Ь.М. Об измерении интенсивности искрения в машинах постоян" ного тока."Изв ° высш.учеб. заведений.

Электромеханика", 19691 И 4,с.385390.

1о 3. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2707968, кл. Н 02 К 15/00, 1979.