Тренажер транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<11930338

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респубпмк фн t ф

"г (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070480 (21) 2909553/18-11

f513 hh. Кл. с присоединением заявки №

G 09 В 9/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2gp582 Бюллетень ¹19 (53) УДК 681. 1 (088.8) Дата опубликования описания 230582 (72) Авторы изобретения абифДфр)@,. коскин " ", ". Ъ1

Арефьев, В.П. Варабенов, В.Ф. Гусев, В,.Ф.

Иванов, В.Г. Кривых, Н.В. Лобанов, В.И. Н

Сабельфельд,В.C.×åêàëèí,Â.Ã.Ùåäèí и И.Ф..

В. Ф.

Е.A.

В.Г. (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к техническим средствам обучения управлению на земными транспортными средствами с навесным путепрокладочным оборудованием.

Известен тренажер транспортного средства, содержащий макет кабины с органами управления, экран, теневой проектор с точечным источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным через фрикционный ролик с электрогриводом управления его положением(1).

Однако известный тренажер не позволяет имитировать работу навесного путепрокладочного оборудования в переменном режиме.

Цель изобретения — расширение функциональных возможнбстей.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер снабжен макетом отвала с блоками моделирования реальных процессов и контроля и эадатчиком твердости грунта, при этом блок моделирования реальных процессов содержит установленную йа .макете кабины с возможностью вертикального перемещения по ней посредством электродвигателя каретку с поворотным кольцем, на

<отором закреплен макет отвала, и концевые переключатели, вертикально установленные на макете кабины с возможностью взаимодействия с кареткой, блок контроля содержит. звуковой генератор и индикатор,,а задатчик твердости грунта выполнен на последовательно соединенных программном реле. времени, блоке исполнительных реле и блоке резисторов, выходы которого подключены к звуковому генератору, индикатору и приводу управления положением макета местности, причем концевые переключатели включены в цепь управления блока исполнительных реле, 15- а программное реле времени связано с органами управления.

На фиг. 1 изображен тренажер, общий вид; на фиг.2 — блок-схема управления путепрокладочным оборудованием.

Тренажер содержит макет кабины 1 с органами управления 2 и индикатором 3, макет отвала 4, экран 5, теневой проектор 6 с точечными источником света 7 и макетом местности из светопроницаемого диска 8, электропривод управления 9 положением макета местности и электрооборудование 10. Макет отвала 4 установлен жестко на поворотном пальце 11, смон30 тированном на каретке 12 вместе, с

930338 электромеханическим приводом 13.

Каретка 12 установлена на закрепленные на макете кабины 1 вертикальные нап" равляющие 14 и кинематически связана с ходовым винтом 15, вертикально смонтированным на макете кабины 1.

По вертикали на макете кабины 1 закреплены концевые переключатели 16, с которыми введена в прерывистый контакт каретки 12. Ходовой винт 15 соединен с электродвигателем 17, связан-1О ным с источником питания посредством переключателя, управляемого органами управления 2. В цепь электрооборудования 10 введен задатчик твердости грунта 18, представляющий собой совокупность последовательно соединенных программного реле 19 времени, блока исполнительных реле 20 и блока

15 резисторов 21. Блок контроля содержит звуковой генератор 22 и индикатор 3.

Макет отвала 4 соединен с блоком исполнительных реле 20 посредством концевых переключателей 16. Звуковой генератор 22, индикатор 3 и электропривод 9 управления положением макета местности запараллелены на блок резисторов 21 с заложенной в него информацией о различных категориях твердости грунта в виде нескольких параллельных цепей с различными резисторами, один из которых задействован на нормальный режим работы путепрокладчика, а остальные с отклонениями от него.

25

Тренажер транспортного .средства 35 работает следующим образом..

Включается точечный источник света 7 теневого проектора 6, который, просвечивая макет местности из светопроницаемого диска 8, создает 40 на экране 5 неподвижную перспективную картину окружающей местности.

Посредством органов управления 2 с учетом показаний индикатора 3, включается в работу электропривод 9 уп- 45 равления положением макета местности.

Последний, перемещаясь относительно неподвижного точечного источника света 7, создает на экране 5 подвижную картину окружающей местности.

Переключателями, связанными с органами управления 2 запитывается программное реле времени 19 и запускается электродвигатель 17, сообщающий посредством ходового винта 15 поступательное вертикальное перемещение каретке 12 с макетом отвала 4. При этом последовательно включаются и выключаются конечные переключатели

16, которые через блок исполнительных реле 20 запитывают различные цепи блока резисторов 21, изменяющих показания блока контроля. В зависимости от этих показаний изменяется положение макета отвала 4 до включения того конечного переключателя 16. ко- 65 торый через блок исполнительных. реле обеспечивает настройку на цепь с резистором нормального режима работы. На установленном таким образом режиме тренажер работает до окончания выдержки времени. После чего программное реле времени 19 через блок исполнительных реле 20 запитывает другую цепь блока резисторов

21. Показания блока контроля при этом отклоняются от нормы, и пере,мещениями по вертикали макета от вала 4 находится конечный переключатель 16, обеспечивающий новую настройку на цепь с резистором нормального режима работы. В описанном порядке тренажер работает на всех категориях твердости грунта. Имита- . ция перекосов отвала путепрокладчика, необходимых при прокладке колонных путей, осуществляется посредством лектромеханическоро привода 13, воздействующего на поворотный палец 11 с макетом отвала 4. Все операции, выполняемые на тренажере, последователь но повторяют соответствующие операции на реальной машине.

Применение предлагаемого тренажера позволяет создать в учебном помещении реальные. условия, необходимые для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков управления транспортным средством, снижает затраты на подготовку механиков — водителей.

Формула изобретения

Тренажер транспортного средства, преимущественно путепрокладчика, содежащий макет кабины с органами управления,экран, теневой проектор с точечным источником света и макетом местности из светопроницаемого диска, связанным через фрикционный ро лик с электроприводом управления его положение, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он снабжен макетом отвала с блоками моделирования реальных процессов и контроля и задатчиком твердости грунта, при этом блок моделирования реальных процессов содержит установленную на макете кабины с возможностью вертикального перемещения по ней посредством электродвигателя каретку с поворотным пальцем, на котором закреплен макет отвала, и концевые переключатели, вертикально установленные на макете кабины с возможностью взаимодействия с кареткой, блок контроля содержит звуковой генератор и индикатор, а задатчик твердости гручта выполнен на последовательно соединенных программном реле времени, блоке

93О

338 и Q 13

Фиг. f

ВНИИПИ Заказ 3477/66 Тираж 474 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4 исполнительных реле и блоке резисторов, выходы которого подключены к звуковому генератору, индикатору и приводу управления положением макета местности, причем концевые переключатели включены в цепь управления блока исполнительных реле, а программное реле времени связано с органами управления.

Источники информации, принятые во,внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

718847, . G 09 B 9 04, 1979(прототип).