Тренажер водителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ .СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социвлистнческих

Республик

Эзозз9 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву

{51)M Кп З (22) Заявлено 0805.80 (21) 2922727/18-24 с присоединением заявки ¹

G 09 В 9/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230582 Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 230582

{зз) УДК 681. 3. .07 1(088.8) ecacgr ;:: —, W (72) Автор изобретения

А.A.Áåëüêå (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам вождения транспортных средств. 5

Известен тренажер, предназначенный для обучения вождению транспортных средств, содержащий экран, кабину с органами управления, связанными. через привод управления скоростью проекции и через поворотное устройство с кинопроектором(11.

Недостатком этого тренажера является то, что на нем не моделируется динамика движения транспортного .средства.

Известен также тренажер, предназначенный для обучения вождению транспортных средств, содержит экран, кабину с органами управления, связанными с вычислительным устройством, выходы которого через привод управления скоростью проекции и поворотное устройство связаны с кинопроектором(2).

Недостатком этого и вышеуказанного тренажеров является отсутствие возможности выполнения поворотов, заснятых на трассе.

Наиболее близким техническим решением является тренажер, содержа- ЗО щий экран, кабину с органами управления, связанными с вычислительным устройством., первый и второй выходы которого через привод управления скоростью проекции и поворотное устройство соответственно связаны с кинопроектором, который через устройство считывания информации связан со входом вычислительного устройства(3) .

Недостатком этого тренажера является то, что в нем имитируется только угловой поворот машины от трассы.

В реальной же обстановке водитель видит и угловой поворот, и боковой съезд машины с трассы. Это в целом снижает качество обучения.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера путем одновременной имитации углового поворота и бокового съезда. с трассы.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер, содержащий последовательно включенные пульт оПератора, вычислитель, привод, блок предъявления учебной информации и формирователь импульсов, выход которого сое-. динен с вторым входом вычислителя, второй выход которого через механизм поворота связан с вторым входом блока предъявления учебной информации,и эк930339 ран, введены последовательно соединенные интегратор, блок умножения и формирователь дополнительных изображений, оптически связанный с блоком предъявления учебной информации и с экраном и соединенный с выходом бло- 5 ка умножения, второй вход которого подключен к первому выходу вычислителя, соединенному с входом интегратора.

Кроме того, формирователь дополни.10 тельных изображений содержит полупрозрачное зеркало, оптически связанное с отражающим зеркалом, которое кинематически связано с дополнительным приводом, вход которого является 15 входом формирователя.

На чертеже представлена Структурная схема тренажера.

Тренажер содержит вйчислитель 1, интегратор 2, привод 3 скоРости про- 20 екции, блок 4 -умножения, формирователь 5 импульсов, блок 6 предъявления учебной информации, механизм 7 поворота, формирователь 8 дополнительных изображений, состоящий из отражающего зеркала 9, привода 10, полупрозрачного зеркала 11, пульт

12 оператора и экран 13.

Тренажер работает следующим образом.

В зависимости от положения органов управления в пульте 12 вычислитель 1 формирует напряжение U, пропорциональное скорости движения машины, которое через привод 3 обеспечивает скороть протяжки киноленты в З блоке б, пропорциональную Uv . Изображение, заснятое на киноленте с помощью блока б, проецируется через полупрозрачное зеркало 11 на экран

13. Часть светового потока, отражен- 40 ного от полупрозрачного зеркала 11, попадает на отражающее зеркало 9.

Световой поток, отраженный от этого зеркала, проецируется на экран 13.

Причем, если имитируется движение по 4g прямой, то основное и дополнительное изображения, проецируемые на экран

13, совмещены. Если на киноленте заснят поворот, то с формирователя 5 снимается напряжение U, пропорцио нальное кривизне поворота. В этом случае на первом выходе вычислителя

1 возникает напряжение U, пропорциональное угловой скорости поворота машины, которое, воздействуя на мехайизм 7, поворачивает кинопроектор блока 6, а следовательно, и изображение на экране 13 в сторону, противоположную повороту, т.е. водитель будет воспринимать угловой поворот машины относительно отснятой трассы. 60

Кроме того, напряжение U поступает на вход интегратора 2, на выходе которого формируется напряжение

U, пропорциональное углу. поворота машины относительно трассы. Напряже- 65 ние 0 с помощью блока 4 умножается на напряжение Uy и на выходе блока

4 формируется напряжение U>, пропорциональное величине бокового отклонения от трассы.

Указанное допущение возможно,так как водитель старается управлять машиной так, чтобы двигаться по заснятой на киноленте трассе. Поэтому

1 аже необученный водитель не отклояется от трассы на углы, более чем на 10о

Напряжение с блока 4 поступает на вход привода 10. Под действием этого напряжения привод 10 перемещает отражающее зеркало 9, связанное с ним кинематически, в горизонтальной плоскости в ту или иную сторону.

В результате этого дополнительное изображение смещается относительно основного на величину, пропорциональную боковому отклонению от заданной трассы движения.

Таким образом, водитель кроме углового поворота воспринимает и боковое отклонение от трассы движения, что не достигалось в известном.

Для того, чтобы продолжать движение по трассе, водитель должен с помощью органов управления скомпенсировать сигналы. При этом основное изображение устанавливается в центре экрана 13 и совмещается с дополнительным.

Изобретение позволяет повысить качество обучения, особенно при тренировке водителей на трассах с препятствиями и габаритными проходами..

Формула изобретения

1. Тренажер водителя транспортного средства, содержащий последовательно включенные пульт оператора, вычислитель, привод, блок предъявления учебной информации и формирователь импульсов, выход которого соединен с вторым входом вычислителя, второй выход которого через механизм поворота связан с вторым входом блока предь. явления учебной информации, и экран, отличающийся тем, что,с целью расширения дидактических воз.можностей тренажера, он содержит последовательно соедйненные интегратор, блок умножения и Формирователь дополнительных изображений, оптически связанный с блоком предъявления учебной информации и с экраном и соединенный с выходом блока умножения,- второй вход которого подключен к йервому выходу вычислителя, соединенному с. входом интегратора. ,2. Тренажер по п,1, о т л и ч аю шийся тем, что в нем формирователь дополнительных изображений содержит полупрозрачное зеркало, оптически связанное с отражающим

930339

Составитель A.Õàðëîâ

Редактор A.Øàíäoð ТехредТ. Маточка Корректор В - Бутяга

Закаэ 3477/66 Тираж 474 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж 35,Раушская наб.,д.4/5 .

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4 зеркалом, которое кинематически связано с дополнительным приводом, вход которого является входом формирователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рымаренко A.Ã.,Çèìèí К.Б.Технические средства интенсификации обучения вождению. М., Академия БТВ, 1970, с. 76.

2. Там же, с. 77-96.

3. Тренажер ТТВ-172, 54.00.00.00.00 .000, техническое описа. ние. N.,Aêàäåèèÿ БТВ ° 1976, с.3 (прототип):