Устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
АНИЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву .— (22) Заявлено 21.12.78 (21) 2699756/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Н 01 R 43/06
Гасударственный квмитет
СССР (53) УДК 621.313 (088.8 )
Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19
Дата опубликования описания 28.05.82 лв делам лаввретеннй и Открытий (72) Авторы изобретения
А. В. Зайчиков и В. А. Трофимов
Д", ;„®ду. и" Йау що,.-,...,.„ ранспойта ческиЪВайод 1-"..-.
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знаме исследовательский институт железнодорожного и Смелянский ордена «Знак Почета» электромехан им. Т. Г. Шевченко (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ОБМОТКИ
ИЗ КОЛЛЕКТОРА ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности для извлечения обмотки из коллектора.
Известно устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин, содержащее механизм поворота коллектора, нагреватель в виде электродов, подключенных к трансформатору, и механизм для извлечения обмотки из коллектора.
В известном устройстве механизм для извлечения концов обмотки из коллектора выполнен в виде захвата, расположенного со стороны лобовой части обмотки, вследствие чего необходим минимальный изгиб концов проводников, остающихся в петушках коллектора после подрезки лобовой части обмотки, что достигается тщательным выполнением подрезки и последующим выправлением проводников,(1).
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин, содержащее механизм поворота коллектора, нагреватель и рабочий механизм в виде ряда толкателей с приводом возвратно-поступательного перемещения (2) .
Недостатком известного устройства является то, что оно может использоваться только при непрерывном ручном управлении с подстройкой положения толкателей по уровням дна шлицев.
1о Цель изобретения повышение качества обработки коллекторов за счет зачистки дна шлицев.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено захватами с элементами для предохранения толкателя от перегрузок, каждый из толкателей выполнен в виде ряда стержней, связанных с приводом через захваты, а один конец каждого из стержней разделен продольными прорезями на части, снабженные режущими выступа2О ми и отогнутые от плоскости перемещения тол кателя.
На фиг. 1 изображено устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин; на фиг. 2 — сече930459
25
35
55 ние Л- —; на фиг. 1: на фиг. 3 --- стержни рабочего механизма.
Устройство содержит рабочий м xdнизм, выполненный в виде ряда стержней 1. Стержни 1 разделены клином 2 и номе|цены в обойму 3, закрепленную на стойке 4. Обойма 3 клин 2 снабжены продольными прорезями 5, проходящими по середине стержней 1 и сжаты между прорезями скобами 6, которые прикреплены винтами 7 к стойке 4.
В верхней части клина 2 (фиг. 2) выполнены упоры 8, а стержни 1 сжаты вилками 9.
Каждая из ветвей вилки 9 служит самовыклк)чающимся захватом для одного из стержней и с этой целью снабжено наклонным ведущим торцем 10 и зацепом 1! для возврата стержня 1 в исходное положение до упора 8.
Каретка 2, скользящая по стойке 4, имеет разъемное соединение с приводом возвратно-поступательного перемещения (не показано) и связана с вилками 9 при ходе вниз набором вставок 13 и выступами 14 и 15, а при ходе вверх — перегородкой !6.
Устройство также содержит коллектор
17, его петушки 18 с впаянными в них проводниками обмотки 19, уравнителями 20 и верхними расклинками 21, электроды 22 и
23 для контактного нагрева, каретку. 24, смонтированную на направляющих корпуса, и насадку 25 для продувки шлицев сжатым воздухом. Рабочий механизм установлен на каретке 24 с помощью кронштейна
26, укрепленного на стойке 4 и винтов 27 и 28.
Нижний конец каждого из стержней разделен продольными прорезями на части, снабженные режущими выступами 29 и отогнутые от плоскости перемещения толкателя. В исходном положении части стержня сведены вместе обоймой 3, сжатой скобами 6, продольными прорезями на части, снабженные режущими выступами 29, которым приданы предварительные прогибы друг от друга. В исходном положении части стержня сведены вместе обоймой 3, сжатой скобами 6
Устройство работает следующим ооразом.
После подрезки лобовой части обмотки и удаления ее из сердечника якорь или отдельный коллектор закрепляют на поворотном механизме, подводят электроды 22 и
23 (фиг. 1), производят шаговый поворот коллектора на две ламели и включают I
Каретка 12 идет вниз и выступами 14 через вставки 13 нажимает на выступы 15 вилок
9, которые наклонными торцами !О подводят по тр:. и< редних стержня 1 от каждой из
|вуx «<|«тавных пластин до упора к торцам
:,,,dè>THHêoâ обмотки 9 и уравнителей 20, ::.::: Ип<ых в шлицы двух петушков коллсKтора. В этом пол<)женин hdðåòêà !2 вилки
9 и шесть передних стержней оста|отся I!o,T усилием привода до тех пор, пока петушки не разогреваются 10 температуры плавления припоя. Подбором упругости вилки 9 и угла наклона ее торца 10 усилие отключения каждого из стержней 1 устанавливается в пределах 50 — 100 кгс — больше, «exl приходящееся на него сопротивление концов обмотки выводу пз шлица при расплавленном припое, а усилие привода выбирается меньшим суммы усилий отключения шести первых стержней.
После расплавления припоя стержни начинают после;|овательно под действиеxl каретки 14 и вставок 13 вхЬдить в шлицы, выталкивая из них концы обмотки. Те из стержней, которые попадают за уровень дна шлицев или на электрод 23, отключаются и остаются в упоре за счет прогиба вилки 9 и соскальзывания торца 10 с кромки стержня 1. Остальные стержни проходят шлиц с уравнительными проводниками 20 беспрепятственно, а в соседнем шлице без уравнителей с меньшим наклоном дна часть стержней отключается от привода при упоре в дно шлица.
Последовательность ввода стержней в шлицы задана подбором длины вставок 13 так, чтобы первые два — четыре стержня, которые могут попасть в дно ц|лица, шли вниз первыми, и только после полного выхоТа их из шлица (или остановки в упор«) в него входили остальные стержни. во избежание заклинивания последних между концами обмотки, еще не выведенными из |паина электродом 23. Кроме того, в каждой из составных пластин все стержни, кроме первых трех, где отклонение петушков от радиуса наим< ньшее, начинают движение с еболыпим отставанием друг от друга для того, чтобы поперечное смещение предыду|цего стержня, возникшее из-за отклонения пступ|ков от радиуса, передавалось следующему стержню (до его входа в шлпц) через разрезные клин 2 и обойму 3, а также через скобы 6.
Надежное выведение из шлица верхних расклинок 21 (фиг. 1) при наклонной (до
45 ) линии хода и при ограниченной из-за электрода 23 ширине подвижной пластины обеспечивается выбором обратного угла наклоня нижних кромок у нескольких стержней 1, .|ействующих вблизи электрода 23.
I I p! I входе В и!лицы нижни<. ча T!< стерж— ней 1, упруго сжатые обоймой 3 II клином
2 (фп; . 3), расхо,
В конце прямого хода привод автомати и.«ки переключается на обратный xone u включается продувка шлицев сжатым воздухом через насадку 25 (фиг. I). Каретка
12 движется вверх и перегородкой 16 тянет вилки 9, которые зацепами 11 выводят
930459 стержни из шлпцев. Г1ри этом режущие устуllhl 29 зачигцают поверхности шпицев, а сжатый воздух удаляет расплавленный припой.
Изобретение позволяет повысить качество обработки коллектора за счет выполнения рабочего механизма в виде ряда стержней, снаоженных режугцими выступами, что позволяет одновременно с извлечением обмотки зачищать поверхности шлицев петушков коллектора.
Формула изобретения
Устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических маши, содсржащее механизм поворота коллектора, нагреватель и рабочий механизм в видс ряда толкатслсй с приводом возвратно-поступательного перемегцепия, отлинаюи1ееся тем, что, с целью повышения качества обработки коллекторов, за счет зачистки дна шлицев, оно снабжено захватами с элементами для предохранения толкателей от перегрузок, каждый из толкателей выполнен в виде ряда стержней, связанных с IlpHводом через захваты, а один конец каждого из стержней разделен продольными прорезями на части, снабженные режущими выступами и отогнутые от плоскости перемеще в ния толкателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 334898, кл. Н 02 К !5/00, 1973.
2. Сборочный чертеж оправки для выбивки шинок из коллектора Э, .1, — 107 № 202.70900 Смелянского электромсханического ремонтного завода. 1971.
930459
Составитель Г. Александрова.
Редактор Н. Рогулич Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши
Заказ 3337/72 Тираж 629 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 (3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4