Совмещенный синхронный двигатель-тахогенератор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И С А Н И Е (и),930513

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Сециалистичвскик . Рвслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5I )M. Кл, (22) Заявлено 04. 04. 80 (21) 29051 4д4-0 у

1 с присоединением заявки №

Н 02 К 21/02

4Веудеуетеенай кеиетет

CCCP ее дамет езебретеккй е етерытеЯ (23) Приоритет

Опубликовано 23. 05.82. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 25. 05. 82 (>3) УДК 621. 313. .322(088.8) (72) Авторы изобретения

Б.Н. Каржавов, В.Н. Бродовский

В. А. Белоцерковский, A. М. Рыбк

Ю. А. Сторожев и Т.И. Ба ецов, ИпА,, Гаращен

i 1с;

1 .т

>j-pc; (71) Заявитель (54) СОВМЕЩЕННЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬТАХО ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к электромашиностроению и может найти применение в качестве исполнительного элемента в электрических приводах, снабженных цепью обратной связи по скорости.

Известны синхронные двигателитахогенераторы, конструктивно объеди ненные в общем. корпусе у имеющие раздельные магнитные системы двигато теля и тахогенератора 31). Недостатком их является сложность.

Известны также совмещенные двигатели-тахогенераторы, в которых рабочая (двигательная) и тахометричес15 кая обмотки размещены на общем статоре.

Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности и решаемым задачам является синхрон. ный двигатель-тахогенератор (2 J, содержащий ротор с постоянными магни- . тами и статор с рабочей обмоткой, каждая секция которой расположена на зубце, и секционированной тахометрической обмоткой (2).

Однако в известном устройстве секции тахометрической обмотки расположены на тех же зубцах и таким же способом, что и секции рабочей обмотки, вследствие чего между рабочей и тахометрической обмотками имеет место сильная взаимоиндуктивная связь. В результате в тахометрической обмотке, помимо ЭДС вращения, народится ЭДС, обусловленная протеканием токов по рабочим обмоткам (ЭДС реакции якоря). Эта особенность ухудшает метрологические характерис тики тахогенератора.

Цель изобретения †. улучшение мет рологических характеристик тахогене ратора.

Поставленная цель достигается тем, что зубцы статора выполнены с продольными пазами по осям зубцов со стороны расточки статора, и каждая секция тахометрической обмотки двуМЯ

3 9305! сторонами уложена в упомянутые, пазы двух соседних зубцов.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема двигателя-тахогенератора; на фиг. 2 - один из вариантов схемы соединения секций тахометрической обмотки.

Двигатель-тахогенератор содержит ротор 1 с постоянными магнитами и статор .с ярмом 2 и зубцами 3, Каждый !о из зубцов 3 выполнен с продольным пазом 4,,расположенным со стороны расточки;:по оси зубца.-Секции 5 рабочей обмотки, изготовленные в виде катушек, размещены на зубцах 3. Каж- 13 дая из секций 6 тахометрической обйотки (фиг. 1 сплошные жирные линии) двумя рабочими сторонами уложена в пазы 4 двух соседних зубцов 3. Сек ции 6 тахометрической обмотки соеди.нены в трехфазную звезду (фиг. 2).

Прй четырехполюсном роторе и шести зубцах статора каждая фаза тахометрической обмотки образована двумя секциями 6, расположенными напротив 23 (фиг. 1).

Ярмо статора 2 выполнено шихтованным из колец электротехнической стали, зубцы 3 набраны из пластин электротехнической стали, ориентиро- 3ф ванных в плоскостях, параллельныхпродольной оси машины. При продоль- ной шихтовке зубцов паз 4 образуется за счет уменьшения высоты нескольких

;средних пластин. Схема соединения 35 секций 6 тахометрической обмотки (фиг. 2) рассчитана на подключение к трехфазной электронной схеме преобразования ЭДС в напряжение постоянного тока - фазочувствительный вы, прямитель для реверсивного тахогенератора и обычный .трехфазный выпрямитель для нереверсивного тахогенератора.

Устройство работает следующим образом..

При вращении ротора в рабочей и тахометрической обмотках наводится ЭДС. Поле якоря, наводимое токами, протекающими через ребочую

3 ф обмотку, благодаря несоосному размещению .указанных обмоток, не влияет на ЭДС тахометрической обмотки.

Улучшение метрологических характеристик в предлагаемом устройстве достигается за счет ослабления индуктивной связи тахометрической обмотки с рабочей обмоткой путем . разнесения в пространстве магнитных осей обеих обмоток. Так, силовая линия поля реакции якоря, (фиг. 1 пунктир), практически не сцеплена с секцией 6 тахометрической обмотки. ,Вместе с тем, сцепление тахометрической обмотки с полем постоянного маг нита остается сильным ввиду расположения секций 6 вблизи расточки статора.

Предлагаемое устройство отличается от известного улучшенным отношением полезного сигнала к. помехе, наведенной токами рабочей обмотки.

Формула изобретения

Совмещенный синхронный двигательтахогенератор, содержащий ротор с постоянными магнитами и статор с рабочей обмоткой, каждая секция которой расположена на зубце, и сек-. ционированной тахометрической обмоткой, о т л и. ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения метрологических характеристик тахогенератора, зубцы статора выполнены с продольными пазами по осям зубцов со стороны расточки статора, и каждая секция тахометрической обмотки двумя сторонами уложена в упомянутые пазы двух соседних зубцов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Овчинников И.Е.и Лебедев Н.И.

Бесконтактные двигатели постоянного тока. Л., "Наука", 1979 с. 231 рис. Х!- 1.

2. Овчинников И.Е. и Лебедев Н.И.

Бесконтактные двигатели постоянного тока. Л., "Наука", 1979, с. 238, рис. Х1-7.

930513

Фиа1

Составитель Т. Калашникова

Редактор А. Шандор Техред М. Надь Корректор И. М ска

Заказ 3 9/75 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,