Гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцкапкстическик

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ in931454 (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву— (22)Занвлено 17.04.80 (21) 2910814/25-28 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 30. 05 82. Бюллетень М 20 (5l)M. Кл.

В 25 В 21/00

Гооударотаанный коинтет

СССР ао делам нэооретений и открытий (53) УДК 621 883 (088. 8) Вата опубликования описания 30,05.82 (72) ABTOpbl изобретения

Ю.А.Лобусов, В.Н.Иванов, И.П.Бубнов, Н.Г.Ни и В.К.Касьянов

Всероссийский проектно-конструкторский и т хнологический институт "Россельхозтехпроект" (7I ) Заявитель (54) ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к механизированному инструменту и может быть использовано для сборки и разборки, резьбовых соединений.

Известен гайковерт, содержащий привод, выполненный в виде гидропневмоцилиндра, зубчатую рейку, связанную со штоком гидропневмоцилиндра, шпиндель с головкой под ключ на конце и зубчатым колесом, закрепленным

10 в средней части и кинематически связанным с рейкой через обгонные муфты, наружные кольца которых выполнены в виде зубчатых колес(!).

Недостатки гайковерта состоят в

15 том, что он имеет сложную кинематическую связь шпинделя с приводом и отсутствует реверс.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является

20 гайковерт, содержащий привод, выполненный в виде гидропневмоцилиндра, шпиндель с головкой под ключ, установленное с возможностью вращения на шпинделе зубчатое колесо с торцовой храповой полумуфтой, установленную на шпинделе с возможностью совместного вращения и подпружиненную в сторону зубчатого колеса ответную храповую полумуфту и зубчатую рейку, кинематически связанную со штоком гидропневмоцилиндра и взаимодействующую с зубчатым колесом(2 .

Недостатком гайковерта является то, что возвратно-поступательное движение поршня преобразуется в нем только в одностороннее вращательное действие, в результате чего его невозможно использовать для работы по отвинчиванию резьбовых соединений.

Цель изобретения - обеспечение непрерывного реверсивного вращения.

Поставленная цель достигается тем, что гайковерт снабжен дополнитель-ными зубчатыми рейкой и колесом, связанным со шпинделем через аналогичную храповую муфту, двумя храповыми муфтами, две полумуфты кото314

35

55

3 9 рых установлены на шпинделе с возможностью совместного вращения с ним и подпружинены к торцам соответствующих зубчатых колес, и рамкой, связанной со штоком гидропневмоцилиндра, на продольных сторонах которой по разные стороны шпинделя закреплены зубчатые рейки, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами, на торцах которых закреплены две ответные дополнительные храповые полумуфты со скосами, направленными в сторону противоположную, основным полумуфтам, а зубчатые колеса взаимодействуют попеременно с одной из пар, ответных храповых полумуфт, зубья которых направлены в одну сторону.

На фиг. 1 изображен гайковерт, общий вид; на фиг. 2 разрез A-A на фиг. l .

Гайковерт содержит привод, выполненный в виде гидропневмоцилиндра 1, шпиндель 2 с головкой 3 под- ключ, установленные с возможностью вращения на шпинделе зубчатые колеса 4 и 5, на торцах которых, соответственно, выполнены храповые полумуфты 6 и 7

8 и 9, зубья которых направлены в противоположные стороны. На шпинделе 2 установлены с возможностью вращения с ним и подпружиненные в сторону зубчатых колес 4 и 5 ответные храповые полумуфты 10 и 11, 12 и 13.

Зубчатые колеса 4 и 5 взаимодействуют соответственно с зубчатыми рейками

14 и 15, которые:закреплены на рамке 16 по разные стороны шпинделя 2.

Рамка 16 жестко связана со штоком 17 гидропневмоцилиндра и перемещается в направляющих 18. Зубчатые колеса 4 и 5 попеременно взаимодействуют с одной из пар храповых полумуфт 11 и 13 или 10 и 12, зубья которых направлены в одну сторону. В отключенном положении храповые полумуфты 10 и 12 или 11 и 13 стопорятся фиксаторами 19. Храповые полумуфты 10

13 снабжены рукоятками 20, при помощи которых они выводятся из за цепления с ответными храповыми полумуфтами.

Гайковерт работает следующим образом.

Для завинчивания гаек храповые полумуфты 11 и 13 при помощи рукояток 20 вводятся в зацепление с ответными храповыми полумуфтами 7 и 9 зубчатых колес 4 и 5, причем зубья храповых полумуфт 11 и 13 направле54

4 ны в одну сторону. Храповые полумуфты 10 и 12 в это время находятся в отведенном положении и застопорены при помощи фиксаторов 19. Головка 3 под ключ вводится в зацепление с завинчиваемым резьбовым элементом, и включается привод.

При прямом ходе шток 17 гидропневмоцилиндра 1 перемещает рамку 16, а вместе с ней и зубчатые рейки 14 и 15, которые вращают колеса 4 и 5.

При вращении колеса 4 его полумуфта 7 увлекает за собой храповую полумуфту 11, которая передает вращение на шпиндель 2 и далее - на затягиваемое резьбовое соединение. Колесо 5 получает вращение от рейки 15, но так как последняя находится по другую сторону шпинделя, то колесо 5 вращается в противоположную сторону, нежели колесо 4. Поэтому храповая полумуфта 13 отжимается скосами кулачков храповой полумуфты 9 колеса 5, так как они направлены в сторону вращения.

При обратном ходе поршня гидропневмоцилиндра 1 его шток перемещает рамку 16 с зубчатыми рейками 14 и

15, при этом шпиндель 2 получает вращение через храповые полумуфты 13 и зубчатого колеса 5, находящиеся во взаимном зацеплении, а храповая полумуфта 7 зубчатого колеса 4 в этот период движения проскальзывает относительно храповой полумуфты 11, которая отжимается скосами зубьев, направленных в сторону вращения.

Для работы в режиме отвинчивания в зацепление вводятся храповые полумуфты 10 и 6, 12 и 8, а храповые полумуфты 11 и 13 при помощи рукояток 20 выводятся из зацепления с ответными храповыми полумуфтами и стопорятся фиксаторами 19

При прямом ходе штока гидропневмоцилиндра 1 шпиндель 2 получает вращение от рейки 15 через зубчатое колесо 5 и храповые полумуфты 8 и 12 а зубчатое колесо 4 вращается свободно, так как его храповая полумуфта 6 проскальзывает относительно храповой полумуфты 10. При обратном ходе штока шпиндель 2 получает вращение от рейки 14 через зубчатое колесо 4 и далее — через храповые полумуфты

6 и 10, зубчатое колесо 5 в это время свободно вращается относительно шпинделя 2.

5 931454

Предлагаемая конструкция гайковерта обеспечивает непрерывное реверсивное вращение шпинделя, что позволя: ет расширить область использования гайковерта. S делем челе з аналогичную храповую муфту, двумя храповыми муфтами, две полумуфты которых установлены на шпинделе с возможностью совместного вращения,с ним и подпружинены к торцам соответствующих зубчатых колес, и рамкой, связанной со штоком гидропневмоцилиндра, на продольных сторонах которой по разные стороны шпинделя, закреплены зубчатые рейки, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами, на торцах которых закреплены две ответные дополнительные храповые полумуфты со скосами, направленными в сторону противоположную основным полумуфтам, а зубчатые колеса взаимодействуют попеременно с одной иэ пар ответных храповых полумуфт, зубья которых направлены в одну сторону.

Формула изобретения

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 214423, wn. 8 25 8 21/00, 1966. .

2. Авторское свидетельство СССР

It 575214, кл. 8 25 8 21/00, 1975, (прототип) .

Гайковерт, содержащий привод, выполненный в виде гидропневмоцилиндра, шпиндель с головкой под ключ, установленное с воэможностью вращения на шпинделе зубчатое колесо с торцовой храповой полумуфтой, установленную на шпинделе с возможностью совместного вращения и подпружиненную в сторону зубчатого колеса ответную храповую полумуфту и зубчатую рейку, кинематически связан- 20 ную со штоком гидропневмоцилиндра и взаимодействующую с зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения непрерывного реверсивного вращения, он 25 снабжен дополнительными зубчатыми рейкой и колесом, связанным со шпинВНИИПИ Заказ 3615/17

Тираж 1082 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4