Двухскоростное мотор-колесо транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >931507
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.11.75 (21) 2193725/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l)«М. Кл.з
В 60 К 7/00
Гееударетвеевй кемитет
СССР (53) УДК 629.113..6 (088.8) Опубликовано 30.05.82. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 05.06.82
No 46JIIIc кзебратеккй н еткрмтий (72) Авторы изобретения
В. Г. Веледеев, А. 3. Цапский и В. С. Шенш (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский инсти землеройного машиностроения (54) ДВУХСКОРОСТНОЕ N!OTOP-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА.
Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к двухскоростным мотор-колесам транспортных средств.
Известно двухскоростное мотор-колесо транспортного средства, содержащее ступицу, в которой расположены двигатель, колесный редуктор и планетарный редуктор, с двумя звеньями которого и ступицей связаны элементы фри кционов, управляемых силовыми гидроцилиндрами, в которых установлены подпружиненные поршни и полости которых имеют возможность соединения с источником давления (1).
Недостатками известных мотор-колес являются большие размеры элементов управления как из-за расположения этих элементов, так и из-за их связи. 15
Цель изобретения — повышение компактности.
Поставленная цель достигается тем, что в двухскоростном мотор-колесе транспортного средства фрикционы расположены коаксиально относительно друг друга, поршни выполнены со штоками разных диаметров, каждый из поршней подпружинен со стороны штока большего диаметра, а штоки меньшего диаметра обращены к фрикцио2 нам, при этом ось одного из гидроцилиндров совмещена с осью мотор-колеса, а другие гидроцилиндры расположены по его периферии, причем полости периферийно расположенных гидроцилиндров со стороны штоков меньшего диаметра соединены с полостью штока большего диаметра гидроцилиндра, ось которого совмещена с осью моторколеса, другая полость последнего соединена с полостями штоков большего диаметра периферийно расположенных гидроцилинд- ров.
На чертеже изображено двухскоростное мотор-колесо транспортного средства, продольный разрез.
Двухскоростное мотор-колесо содержит ступицу 1, на которой установлен обод 2 с шиной 3. В ступице 1 расположен гидродвигатель 4, колесный редуктор 5 и планетарный редуктор 6. Гидродвигатель 4 и планетарный редуктор 6 соединены валом 7.
Звенья 8 и 9 планетарного редуктора 6 соединены с подвижными элементами 10 и 11 фрикционов 12 и 13 соответственно. Звено
14 планетарного редуктора 6 является общим и для колесного редуктора 5. Перемещаемые элементы 15 и 6 соответственно
93
3 фрикционов 12 и 13 соединены со ступицей
1. В ступице 1 выполнены силовые гидроцилиндры !7 и 18, в которых установлены поршни 19 и 20. Между ступицей I и поршнями 19 и 20 установлены пружины 21 и 22.
Полости 23 и 24 имеют возможность соединения с источником давлеНия по магистралям 25 и 26. Гидроцилиндр 17 имеет полости 27 и 28.
Поршень 19 выполнен со штоками 29 и 30, а поршень 20 со штоками 31 и 32.
Как штоки 29 и 30, так и штоки 31 и 32 выполнены с разными диаметрами. Пружины 21 и 22 установлены со стороны штоков
29 и 32 соответственно, т. е. со стороны штоков большего диаметра. Штоки 30 и
31, имеющие меньший диаметр, обращены к фрикционам 12 и 13.
Ось гидроцилиндра 17 совмещена с осью мотор-колеса. Гидроцилиндры 18 расположены по периферии гидроцилиндра 17. Полости 24 соединены каналами 33 с полостью
27, а полость 28 соединена каналами 34 с полостями 23, т. е. накрест.
Мотор-колесо работает следующим образом.
При отсутствии давления в магистралях 25 и 26, пружины 21 и 22 прижимают элементы 10 и 15 фрикциона 12 и элементы
I 1 и 16 фрикциона 13. Звенья 8 и 9 планетарного редуктора 6 блокированы со ступицей 1 и мотор-колесо заторможено.
Для движения на первой скорости жидкость подается по магистрали 26 и поступает в полости 24 гидроцилиндров 18. В этом случае действие пружины 22 на поршни 20 поддерживается и жидкостью и поэтому элементы 11 и 16 фрикционов 13 сжаты. При этом жидкость подается по каналам 33 в полость 27. Преодолевая действие пружины 21, поршень 19 перемещается и разблокирует звено 8. Звено 9 планетарного редуктора 6 соединено со ступицей 1, и момент с гидродвигателя 4 через звено 7, планетарный редуктор 6, звено 14 и колесный редуктор 5 поступает на обод 2 и далее на шину 3.
Для движения на второй скорости жидкость подается по магистрали 25 и поступает в полость 23 гидроцилиндра 18. В этом случае жидкость, действуя на поршни 20 перемещает поршни 20 от фрикционов 3, преодолевая действие пружин 22. Элементы 11 и 16 фрикционов 13 расходятся. При этом жидкость из полости 23 подается по
1507
Формула изобретения
Зо
4 каналам 34 в полость 28, что вызывает перемещение поршня 19 под действием давления этой жидкости и пружины 21 к фрикцйону 12. Элементы 10 и 15 фрикциона 12 прижимаются друг к другу. Звено 8 планетарного редуктора блокируется со ступицей
1, а звено 9 разблокируется. Момент с гидродвигателя 4 на шину 3 передается как указано выше, но при этом из-за других кинематических связей в планетарном редукторе 6 он изменяется.
Для обеспечения выбега мотор-колеса давление подается по магистралям 25 и 26 одновременно. При этом поршни 19 и 20 отходят от фрикционов 12 и 13 и два звена планетарного редуктора 6 разблокируются со ступицей.
Двухскоростное мотор-колесо транспортного средства, содержащее ступицу, в которой расположены двигатель, колесный редуктор и планетарный редуктор, с двумя звеньями которого и ступицей связаны элементы фрикционов, управляемых силовыми гидроцилиндрами, в которых установлены подпружиненные поршни и полости которых имеют возможность соединения с источником давления, отличающееся тем, что, с целью повышения компактности, фрикционы расположены коаксиально относительно друг друга, поршни выполнены со штоками разных диаметров, каждый из поршней подпружинен со стороны штока большего диаметра, а штоки меньшего диаметра обращены к фрикционам, при этом ось одного из гидроцилиндров совмещена с осью моторколеса, а другие гидроцилиндры расположены по его периферии, причем полости периферийно расположенных гидроцилиндров со стороны штоков меньшего диаметра соединены с полостью штока большего диаметра гидроцилиндра, ось которого совмещена с осью мотор-колеса, другая полость последнего соединена с полостями штоков большего диаметра периферийно расположенных гидроцилиндров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Буралев Ю. В. и др. Новые конструкции электромотор-колес. Информационный лист НИИНАвтопром. М., 1967, с. 2 (прототип) .
931507
Составитель В. Выборнов
Редактор Л. Пчелинская Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц
Заказ 3563 20 Тираж 715 Подписное
ВНИ И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4