Противоблокировочная тормозная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

А. А. Ревин, В. В. Иванов, Ю. Я. Комаров, Ц. А. Умняшкин"" и М. Б. Розенфельд

Волгоградский политехнический институт.".:„ (72) Авторы изобретения (?1) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к противоблокировочным тормозным системам, позволяющим значительно повысить устойчивость и эффек-. тивность торможения транспортного средства за счет устранения юза колес.

Известна противоблокировочная тор мозная система, содержащая главный тормозной цилиндр, модулятор давления рабочего тела с вакуумным исполнительным механизмом, рабочий тормозной цилиндр, датчик 10 ,состояния колеса, датчик скорости транспортного средства, блок управления, источник разрежения (двигатель) и электромагнитный клапан. Изменение тормозного момента осуществляется за счет энергии, выраба15 тываемой двигателем транспортного средства (1) .

Однако указанная система обладает рядом существенных недостатков, так как использование энергии силовой установки 20 транспортного средства приводит к дополнительной загрузке двигателя, увеличению времени его работы на неустановившихся режимах и, следовательно, к увеличению токсичности отработавших газов и снижению экономичности.

Следует также отметить сложную конструкцию механического противоблокировочного устройства, его невысокую надежность

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является противоблокировочная тормозная система транспортного средства, содержащая главный тормозной цилиндр, сообщенный через электромагнитный клапан с рабочим тормозным цилиндром, закрепленным на тормозном щите, установленном на балке моста, блок управления, вход которого подключен к датчику угловой скорости колеса, а выходк обмотке электромагнитного клапана, и разблокирующее устройство, выполненное в виде поршневой пары, гидравлически связанной с рабочим тормозным цилиндром (2) .

Наличие в указанной системе звеньев, подверженных ударным нагрузкам, снижает дол говечность противоблокировочной тормозной системы.

931538

Цель изобретения — повышение долговечности противоблокировочной тормозной системы.

Поставленная цель достигается тем, что в противоблокировочной тормозной системе транспортного средства тормозной щит установлен с возможностью ограниченного поворота относительно балки моста, поршневая пара представляет собой жестко закрепленный на тормозном щите расширительный цилиндр с поршнем, шток которого связан системой рычагов с балкой моста, при этом в поршне смонтирован перепускной клапан, бесштоковая полость расширительного цилиндра сообщена с рабочим тормозным цилиндром посредством обратного клапана, а электромагнитный клапан выполнен с каналами для избирательного подключения рабочего тормозного цилиндра к главному тормозному цилиндру и к штоковой полости расширительного цилиндра.

Причем тормозной щит снабжен ограничителями поворота и возвратной пружиной.

На чертеже представлена схема предлагаемой системы.

Противоблокировочная тормозная сис- 25 тема транспортного средства содержит главный тормозной цилиндр .1 с тормозной педалью 2, сообщенный через электромагнитный клапан 3 с рабочим тормозным-цилиндром 4, и блок 5 управления, вход которого з0 подключен к датчику 6 угловой скорости колеса, а выход — к обмотке электромагнитного клапана 3, В противоблокировочную тормозную систему дополнительно введено разблокирующее устройство тормозного механизма, выполненное в виде цилиндра 7 з5 с изменяющимся объемом, корпус цилиндра

7 закреплен на тормозном щите 8. Поршень 9 снабженный перепускным клапаном 10, связан системой рычагов, в которую входят серьга 11 и рычаг 12, с балкой 13 моста транспортного средства. С поршнями рабочего тормозного цилиндра 4 контактируют тормозные колодки 14 с отжимными пружинами 15. Тормозной щит 8 имеет возможность поворота, ограниченного ограничителями 16 перемещения, относительно бал- 45 ки 13 моста транспортного средства, он снабжен возвратной пружиной 17. Рабочий тормозной цилиндр 4 соединен с нормально открытым и нормально закрытым выходами электромагнитного клапана 3 и через обратный клапан 18 — с надпоршневой полостью цилиндра 7, нормально открытый вход электромагнитного клапана 3 соединен с главным тормозным цилиндром 1, нормально закрытый вход — со штоковой полостью цилиндра 7. 55

Система работает следующим образом.

При нажатии водителем педали 2 тормозная жидкость под давлением из главноro тормозного цилиндра 1 подается через электромагнитный клапан 3 в рабочий тормозной цилиндр 4. Давление в последнем повышается и поршни цилиндра 4 раздвигают тормозные колодки 14, прижимая их к тормозному барабану. На колесе появляется тормозной момент, стремящийся повернуть тормозной щит 8 относительно балки 13 моста в направлении вращения колеса. При этом разблокирующее устройство работает в насосном режиме. Рабочее тело из надпоршневой полости цилиндра 7 через обратный клапан 18 вытесняется в рабочий 4 и главный 1 тормозные цилиндры. Одновременно с этим происходит увеличение объема штоковой полости цилиндра 7. Колесо транспортного средства затормаживается.

Если в процессе торможения колесо блокируется, то сигнал, вырабатываемый датчиком 6 измерения угловой скорости колеса, поступает в блок 5 управления, который включает цепь обмотки электромагнитного клапана 3. При этом внутренняя полость рабочего тормозного цилиндра 4 отсекается от главного тормозного цилиндра 1 золотником клапана 3 и соединяется со штоковой полостью цилиндра 7, которая в этот момент играет роль расширительной камеры. Падение давления в рабочем тормозном цилиндре 4 приводит к растормаживанию колеса. В этом случае тормозной щит 8 под действием возвратной пружины 17 возвращается в исходное положение против направления вращения колеса. Рабочее тело из штоковой полости цилиндра 7 через перепускной клапан 10 поступает в надпоршневую полость цилиндра 7. При ликвидации условий блокирования колеса блок

5 управления снимает сигнал с электромагнитного клапана 3. Главный тормозной цилиндр 1 соединяется с рабочим тормозным цилиндром 4. Поскольку педаль 2: продолжает находиться в обжатом состоянии, происходит очередное затормаживание колеса, Тормозной момент на колесе вновь поворачивает тормозной щит 8 относительно балки 13 моста транспортного средства по направлению вращения колеса. При этом цилиндр 7, закрепленный на тормозном щите 8, перемещается относительно поршня 9, связанного рычажной системой с балкой 13 моста, и рабочее тело из надпоршневой полости цилиндра 7 выдавливается в главный 1 и рабочий 4 тормозные цилиндры через обратный клапан 18.

Далее цикл повторяется.

При отказе блока 5 управления, датчйка 6 измерения угловой скорости колеса или электромагнитного клапана 3 тормозная система продолжает функционировать как традиционная закрытая тормозная система.

931538

Противоблокировочная тормозная система транспортного средства за счет введения разблокирующего устройства тормозного механизма, объем цилиндра которого изменяется при повороте тормозного щита относительно балки моста, позволяет использовать для восстановления давления рабочего тела в тормозном приводе кинематическую энергию движущегося транспортного средства при торможении. В этом случае разгружается силовая установка транспортного средства или устраняется дополнительный .источник энергии.

Отбор энергии от колеса осуществляется на начальной стадии торможения, когда оно обладает наибольшей кинематической энергией. Применение колеса транспортного средства в качестве источника энергии для регулирования объема разблокирующего устройства тормозного механизма значительно упрощает конструкцию противоблокировочной тормозной системы, повышает ее надежность, снижает себестоимость, повышает эффективность торможения колеса и, в конечном итоге, безопасность движения транспортных средств.

Предлагаемая система отличается экономичностью и может быть реализована на серийных автомобилях путем конструктивной доработки традиционных тормозных механизмов.

Исполнительный механизм противоблокировочной тормозной системы, включающий разблокирующее устройство тормозного механизма и электромагнитный клапан, конструктивно может быть выполнен в виде единого технологического блока, что

35 позволит снизить себестоимость и повысить надежность предлагаемой системы.

Формула изобретения

1. Противоблокировочная тормозная система транспортного средства, содержащая главный тормозной цилиндр, сообщенный через электромагнитный клапан с рабочим тормозным цилиндром, закрепленным на тормозном щите, установленной на балке моста, блок управления, вход которого подключен к датчику угловой скорости колеса, а выход — к обмотке электромагнитного клапана, и разблокирующее устройство, выполненное в виде поршневой пары, гидравлически связанной с рабочим тормозным цилиндром, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности системы, тормозной щит установлен с возможностью ограниченного поворота относительно балки моста, поршневая пара представляет собой жестко закрепленный на тормозном щите расширительный цилиндр с поршнем, шток которого связан системой рычагов с балкой моста, при этом в поршне смонтирован перепускной клапан, бесштоковая полость расширительного цилиндра сообщена с рабочим тормозным цилиндром посредством обратного клапана, а электромагнитный клапан выполнен с каналами для избирательного подключения рабочего тормозного цилиндра к главному тормозному цилиндру и к штоковой полости расширительного цилиндра.

2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что тормозной щит снабжен ограничителями поворота и возвратной пружиной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. .Патент Франции № 2064700, кл. В 60 Т 8/00, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 650861, кл. В 60 Т 8/04, 1976 (прототип).

931538

Составитель С. Макаров

Редактор Ю. Ковач Техред А. Бойкас Корректор А. Дзятко

Заказ 3564/21 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4