Тормозной привод автомобиля-тягача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

„,>931541

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву.— (22) Заявлено 02.08.76 (21) 2396817/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 60 Т 13/26

В 60 Т 15/08

Гас) Анрстнанный ннннтнт

СССР (53) УДК 629.113-592.5 (088.8 )

Опубликовано 30.05.82. Бюллетень №20

Дата опубликования описания 05.06.82 йе девам нэебретеннй н еткрытнй

В. И. Дольберг и М. И. Дронии

/"

Полтавский автоагрегатный завод Коммунистического труда-.. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНОЛ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в многоконтурных тормозных системах колесных тягачей с гидравлической или пневматической рабочей средой.

Одним из требований к тормозным систе- 5 мам является разделение тормозных контуров. Достигаемая при этом надежность обеспечивается специальными аппаратами. Однако в случае аварии в одном из контуров происходит автомати =ское затормаживание транспортного средства, что не всегда целесообразно, если в системе есть двухполосные тормозные камеры.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является тормозной привод транспортного средства, содержащий многосекционный кран управления служебным торможением переднего и заднего контуров, кран ручного торможения обратного действия со следящим и клапанным механизмами для управления контуром пнев мопружинных аккумуляторов и магистрали питания и управления прицепа (1).

В известном приводе раздельность управления тормозами тягача и прицепа обеспечивается клапаном прицепа для двухпро2 водной системы. Сложность привода и невозможность управлять торможением при аварии в контуре — недостатки известной системы.

Цель изобретения — управление торможением в случае выхода из строя тормозных магистралей.

Указанная цель достигается тем, что магистраль питания прицепа сообщена с контуром пневмопружинных аккумуляторов, магистраль управления сообщена с передним или задним контуром, а кран ручного торможения снабжен дополнительным устройством привода клапанного механизма, чувствительным к разности давлений в переднем и заднем контурах.

Это позволяет в случае выхода из строя управляющей магистрали или секции крана управления, сообщенной с ней, перейти на следующее управление приводом прицепа посредством питающей магистрали.

Целесообразно следящий механизм крана ручного торможения выполнить в виде двух коаксиально размещенных в корпусе поршней, меньший из которых установлен с возможностьют взаимодействия с клапанным механизмом.

931541 привода клапанного механизма выполнить ° 5

10 полостей по обе стороны дополнительного 1 поршня подключена к одному из тормозных контуров.

На фиг. 1 изображен многоконтурный пневматический тормозной привод тягача; на фиг. 2 — кран ручного торможения, продольный разрез.

4 и 5 соединены с ресиверами 6 и 7. К 25

30 для взаимодействия с упором 26, выполнен- 35 ным на штоке 19.

Клапанный механизм 17 может быть приТакое выполнение обеспечивает необходимое соотношение давлений в исполнительных тормозных механизмах тягача и прицепа.

Необходимо дополнительное устройство в виде дополнительного поршня со штоком, жестко связанным с меньшим поршнем следящего механизма.

Кроме того, кран ручного торможения снабжен перегородкой, установлнной меж ду следящим механизмом и дополнительным поршнем, при этом шток последнего установлен в сквозном отверстии, выполненном в перегородке.

В кране ручного торможения каждая из

Пневматический привод тягача содержит двухсекционнь|й кран 1 управления служеб ным торможением переднего 2 и заднего 3 контуров. Входы крана 1 трубопроводами переднему контуру 2 подключены тормозные камеры 8, а к заднему 3 — тормозные камеры 9 с пневмопружинными аккумуляторами. Кран 10 ручного торможения обратного действия предназначен для управления контуром 11 пневмопружинных аккумуляторов и связан трубопроводом 12 с ресивером 13.

В кране 10 ручного торможения следящий механизм выполнен в виде двух коаксиально размещенных в корпусе 14 поршнней 15 и 16. Меньший поршень 16 установлен с возможностью взаимодействия с клапанным механизмом. 17 . Согласно изобретению предусмотрено дополнительное устройство привода клапанного механизма 17.

Это устройство выполнено в виде дополнительного поршня 18 со штоком 19, жестко связанным с поршнем 16. Кран 10 оборудован перегородкой 20, установленной между следящим механизмом и дополнительным поршнем 18. В этой перегородке 20 размещен шток 19.

Полости 21 и 22 по обе стороны дополнительного поршня 18 подключены к переднему 2 и заднему 3 тормозным контурам соответствующими трубопроводами.

Магистраль 23 питания прицепа сообщена с контуром 11 пневмопружинных аккумуляторов, а магистраль 24 управления сообщена с задним (на чертеже) контуром 3

В кране 10 на большем поршне 15 следящего механизма закреплена шайба 25 веден в действие посредством толкателя 27, связанного с рукояткой крана 10.

Поршень 15 находится под действием следящей пружины 28.

В штоке 19 выполнено сквозное отверстие 29 для выпуска воздуха в амосферу.

Привод работает следующим образом.

В отторможенном состоянии воздух из ресиверов 6 и 7 по трубопроводам 4 и 5 поступает- во входные полости двухсекционного крана 1. При этом выходные полости тормозного крана 1 сообщены с атмосферой, в связи с чем давление в контурах 2 и 3 и магистрали 24 отсутствует. В то же время сжатый воздух из ресивера 13 по трубопроводу 12 поступает во входную полость ручного крана 10 и через открытый клапанный механизм 17 в контур 11, сообщенный с аварийными полостями камер 9 и питающей магистралью 23.

При нажатии на педаль тормозного крана 1 сжатый воздух поступает в рабочие полости передних камер 8 и в полость 21 крана 10. Одновременно сжатый воздух поступает в задний контур 3 и в полость 22 крана 10. Воздух поступает также .в рабочие полости камер 9 и в управляющую магистраль 24, вызывая тем самым срабатывание тормозного привода прицепа. Так как выходные давления секций тормозного крана

1 равны, то воздух, поступивший от них в полости 21 и 22, не вызовет срабатывания крана 10, В случае выхода из строя управляющей магистрали 24 или контура 3 управление тормозным краном 1 приведет к поступлению воздуха только в камеры 8 и по трубопроводам в полость 21 крана 10. Воздух, поступивший в полость 21, воздействуя на дополнительный поршень 18, вызовет перемещение меньшего поршня 16 и разобщение входной и выходной полостей за счет посадки поршня 16 на седло клапанного механизма 17, а при дальнейшем совместном перемещении — отрыв клапанного механиз ма 17 от толкателя 27. При этом воздух из выходной полости ручного крана 10 будет выходить через сквозное отверстие 29 в штоке 19 в атмосферу. Это приведет к падению давления в контуре 11 и в питающей магистрали 23, следствие чего произойдет срабатывание тормозного привода прицепа.

Падение давления в контуре 11 приведет также к падению давления в аварийных полостях пневмопружинных камер, в результате чего произойдет срабатывание тормозов задней оси.

Так как диаметр дополнительного поршня 18 больше, чем диаметр меньшего поршня 16, интенсивность давления в выходной полости крана 10 ручного торможения и, следовательно, в питающей магистрали 23 будет выше, чем рост давления в рабочих полостях передних тормозных камер 8. При достижении перепада давления, действующего на большой поршень 15 со стороны входной полости, достаточного для преодо

5 ления усилия следящей пружины 28, поршень 15 перемещается вверх и садится шайбой 25 на упор 26 в штоке 19, после чего поршни 15 и 16, шток 19 и дополнительный поршень 18 образуют единую жесткую следящую систему. С этого момента управле- 5 ние приводом прицепа и пневмопружинными аккумуляторами: осуществляется со следящим действием.

При, стояночном торможении водитель, поворачивая рукоятку управления крана

10 ручного торможения, производит подъем .вверх толкателя 27. При этом клапанный механизм 17 садится своим седлом на внутреннюю торцовую поверхность поршня 16, тем самым разобщая входную и выходную полости, Дальнейшее перемещение толкателя 27 приводит к отрыву его от седла клапанного механизма 17 и выходу воздуха из выходной полости через отверстие 29 в атмосферу.

Использование изобретения позволяет 2о упростить тормозной привод.

Формула изобретения

1. Тормозной привод автомобиля-тягача, 25 содержащий многосекционный кран управления служебным торможением переднего и заднего контуров, кран ручного торможения обратного действия со следящими клапанным механизами для управления контуром пневмопружинных аккумулятов и магистрали питания и управления прицепа, отличающийся тем, что, с целью управления торможением в случаевыхода из строя тормозных магистралей, магистраль питания сообщена с контуром пневмопружи нных аккумуляторов, а магистраль управления сообщена с одним из других контуров, при этом кран ручного торможения снабжен дополнительным устройством привода клапанного механизма, чувствительным к разности давлений в переднем и заднем контурах.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что следящий механизм крана ручного торможения выполнен в виде двух коаксиально размещенных в корпусе поршней, меньший из которых установлен с возможностью взаимодействия с клапанным механизмом.

3.. Привод по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что дополнительное устройство привода клапанного механизма выполнено в виде дополнительного поршня со штоком, жестко связанным с меньшим поршнем следящего . механизма.

4. Привод по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что кран ручного торможения снабжен перегородкой, установленной между следящим механизмом и дополнительным поршнем, при этом шток последнего установлен в сквозном отверстии, выполненном в перегородке.

5. Привод по пп. 1 — 4, отличающийся тем, что каждая из полостей по обе стороны дополнительного поршня подключена к одному из тормозных контуров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Знакомтесь КаМАЗ. Тормозные системы.-«Автомобильный транспорт», 1975, № 8, с. 34.

Составитель В. Чернов

Редактор Ю. Ковач Техред А. Бойкас Корректор Н. Швыдкая

Заказ 3564 21 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4