Волновой движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт.,свид-ву— (51) М. Кл, В 62 D 57/00

В 60 F 3/00 (22) Заявлено 25.07.77 (21) 2510994/27-11 с присоединением заявки №вЂ”

Гвеудлрстаелнмй KoMNT9T

СССР (23) Приоритет— (53) УДК 629.113. .012.49 (088.8) Опубликовано 30.05.82. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 30.05.82

le делам лэобретанлй и аткрмтий

А. Ф. Суржиков, А. А. Вариченко,А. Н. Богданова, А. А. Гринько и В. А. Контарев (72) Авторы изобретения

Тюменский индустриальный институт (71) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподъемности, передвигающихся по болоту, песку и другим слабонесущим грунтам.

Известен волновой движитель, состоящий из последовательно установленных пневмокамер, соединенных с фазовым распределителем сжатого воздуха, организующим бегущую волну (1).

Недостатками этого движителя являются отсутствие грузовой платформы, посредством которой нужно перевозить тяжелые грузы, недостаточная опорная поверхность пневмокамер, а также низкая поперечная устойчивость, исключающая движение на дорогах со склонами.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является волновой движитель, содержащий опорно-контактирующую гибкую оболочку, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны, выполненный в виде множества линейных пневмогидроприводов, шарнирно соединенных с корпусом транспортного средства и с опорной частью оболочки и сообщенных с клапанной системой, создающей в них повышенное давление или разрежение (2).

Недостатками данного движителя являются пониженная надежность, связанная с большим количеством пневмогидроприводов и деталей клапанного распределения рабочей среды, а также повышенные энергозатраты на передвижение, обусловленные низким КПД компрессионных устройств.

Цель изобретения — повышение надежности и снижение энергозатрат.

Указанная цель достигается тем, что в волновом движителе, содержащем опорнонесущую гибкую оболочку, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной камеры, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, опорная часть оболочки по всей своей длине снабжена гибким элементом, жестко прикрепленным к корпусу транспортного средства, а к эластичной оболочке — посредством шарнирных подвесок одинаковой длины, а механизм образования

931572

Формула изобретения бегущей волны выполнен в виде цепной передачи с присоединенными к звеньям ее цепи каретками, ходовые колеса которых установлены в продольных направляющих корпуса, причем каждая каретка снабжена сободными роликами, контактирующими с ниж. ней стороной гибкого элемента.

На фиг. 1 изображен движитель, общий вид,; на фиг. 2 — сечение А — A на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — участок гибкого элемента с подвеской; на фиг. 5 — сечение  — В на фиг. 4.

Волновой движитель состоит из корпуса

1, к нижней части которого герметично прикреплена опорно-несущая эластичная оболочка 2, образующая герметичную полость

3, заполненную сжатым воздухом или иным газом под таким давлением, которое достаточно для удержания веса корпуса 1 с находящимся на нем полезным грузом. В передней и задней частях оболочки 2 имеются эластичные складки 4. Аналогичные складки 5 имеются на вертикальных боковых частях оболочки 2. Складки 4 удерживаются от выпрямления стяжками или тросами 6, а складки 5 — тросами 7. Опорная часть

8 эластичной оболочки по всей своей длине снабжена гибким элементом 9, который своими концами 10 и ll жестко прикреплен к корпусу 1 транспортного средства. Кроме того, гибкий элемент 9 посредством шарнирных подвесок 12 одинаковой длины соединен с опорной частью 8 гибкой оболочки 2.

Гибкий элемент 9 может быть выполнен в виде клиновой цепи 13, а шарнирные подвески 12 — в виде шарнирно прикрепленных к звеньям цепи 13 тяг 14 и траверс

15 с двухстепенными шарнирами. Кроме того, гибкий элемент может быть выполнен в виде стальной или металлокордовой ленты, а также троса.

Механизм образования бегущей волны на опорной части 8 оболочки 2 выполнен в виде цепной передачи, состоящей из ведущих звездочек 16, соединенных посредством редуктора 17 с двигателем 18, натяжных звездочек 16 и двух тяговых цепей

20. К тяговым цепям 20 прикреплены каретки 21, состоящие из вала 22 с ходовыми колесами 23 и двух кронштейнов 24, на которых установлены свободные ролики 25, контактирующие с нижней стороной гибкого элемента 9. Ходовые колеса 23 установ10

25 зо

45 лены в продольных направляющих 26 корпуса 1 транспортного средства.

При вращении редуктора 17 ведущие звездочки 16 перематывают цепь 20, при этом каретки 21 своими ведущими колесами

23 катятся по направляющим 26, а их свободные ролики 25 снизу подкатываются под конец 10 гибкого элемента 9, поднимая при этом посредством подвесок 12 опорную часть

8 эластичной оболочки 2 и образуя движушиеся «верхушки» волн. Корпус 1 передвигается вместе с опорной частью 8 оболочки, поддерживаемый давлением газов в полости 3.

Для перемены направления движения корпуса 1 необходимо реверсировать двигатель 18. Для возможности маневрирования транспортное средство должно содержать два параллельно установленных движителя.

Применение данного изобретения позволяет значительно повысить надежность волнового движителя и сократить удельные расходы энергии на его передвижение.

Волновой движитель транспортного средства, содержащий опорно-несущую гибкую оболочку, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения энергозатрат, опорная часть эластичной оболочки по всей своей длине снабжена гибким элементом, жестко прикрепленным своими концами к корпусу транспортного средства, а к гибкой оболочке посредством шарнирных подвесок одинаковой длины, а механизм образования бегущей волны выполнен в виде цепной передачи с присоединенными к звеньям ее цепи каретками, ходовые колеса которых установлены в продольных направляющих корпуса, причем каждая каретка снабжена свободными роликами, контактирующими с нижней стороной гибкого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3623566, кл. 180 — 7.

1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2303558/27 — 11, В 62 Р 57/00, 1977.

931572

Составитель Д. Аптер

Редактор Н. Чубелко Техред А. Бойкас Корректор А. Дзятко

Заказ 3640/23 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4