Кареточный узел педального привода велосипеда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е „,)931574

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт..свид-ву— (22) Заявлено 13.11.80 (21) 3007341)27-11 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет— (51) М. Кл з

В 62М3/00

Гасударственный комитет

СССР (53) УДК 629.113. .118(088.8 )

Опубликовано 30.05.82. Бюллетень Ке 20

Дата опубликования описания 30.05.82

M делам кзебретеиий к еткрмтий (72) Автор изобретения

В. И. Лысоконь (71) Заявитель Восточно-Казахстанский машиностроительный (54) КАРЕТОЧНЬ(Й УЗЕЛ ПЕДАЛЬНОГО ПРИВОДА ВЕЛОСИПЕДА

Изобретение относится к производству велосипедов и может быть использовано на велосипедах любой возрастной группы. Преимущественная область применения десткие двух-, трехколесные и комбинированные велосипеды с цепным приводом на приводное колесо велосипеда.

Известны каретки велосипедов с неразьем ными шатунами, состоящие из корпуса с выемками, вала-шатуна с педальными осями, ведущей звездочки, крепящих деталей и вкладышей, помещенных в проточке вала-шатуна и закрепленных на нем от проворачивания фиксатором. С целью обеспечения регулировки зазора в подшипниках каретка снабжена резьбовой втулкой с конусом (1).

Основными недостатками таких кареточных узлов являются их значительная материалоемкость и трудоемкость изготовления.

Применение нх для детских велосипедов сдерживается сложностью конструкции и значительной себестоимостью изготовления.

Известен также кареточный узел педального привода велосипеда, содержащий корпус, жестко соединенный с рамой велосипеда, расположенные в корпусе подшипники скольжения, выполненные разъемными в осевой плоскости и охватывающие ось кареточного узла, выполненную за одно целое с шатунами, и ведущую звездочку привода (2).

Однако указанный кареточный узел с разъемными подшипниками скольжения об10 ладает рядом недостатков. При монтаже цельного кривошипа в корпус необходимо совершать сложные криволинейные движения по его вводу. Кроме того, выступ на оси является односторонним и при любом зазоре во вращающемся соединении при работе кареточного узла торцовый контакт выступа с подшипником осуществляется не по всей плоскости и является колебательным с переменным перекосом оси, за счет чего наблюдается интенсивный износ кромок подшипника, контактирующих с выступом оси. По мере износа увеличиваются осевой и кольцевой люфты и, в конечном итоге, кареточный узел быстро выходит из строя.

Разъемный подшипник не регулируется по мере износа, а одностороннее усилие от пру931574

3 жинного кольца только усугубляет большой износ подшипников в этом месте, что ведет к перекосу оси и более интенсивному износу подшипников.

Цель изобретения — увеличение срока службы за счет обеспечения возможности 5 регулировки подшипников и упрощение монтажа.

Указанная цель достигается тем, что в кареточном узле педального привода велосипеда, содержащем корпус, жестко соединенный с рамой велосипеда, расположенные в корпусе подшипники скольжения, выполненные разъемными в осевой плоскости и охватывающие ось кареточного узла, выполненную за одно целое с шатунами, и ведущую звездочку привода, корпус выполнен i s в виде хомута, а подшипники скольжения зафиксированы с одной стороны жестко закрепленными на оси распорными втулками, а с другой — отбортованными вкладышами, причем на нижнем вкладыше выполнена выемка для центрации соединительным устройством.

Кроме того подшипники выполнены в виде двух идентичных частей, установленных по плоскостям прилегания с зазором и имеющих отверстие и шип.

На фиг. 1 изображен кареточный узел в сборе, продольный разрез; на фиг. 2— частичный ступенчатый поперечный разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 1.

Кареточный узел педального привода велосипеда состоит из корпуса 1, который жестко соединен с рамой 2 велосипеда. В корпусе расположены подшипники 3 скольжения, изготовленные, например, из пласт35 массы и выполненные разъемными в осевой плоскости. Через них проходит ось 4 кареточного узла, выполненная за одно целое с шатунами 5 и осями 6 педалей и представляющая собой неразъемный коленча- 4о тый вал. Части подшипников скольжения зафиксированы во избежание перемещений с одной стороны распорными втулками 7, закрепленными на оси жестко любым способом, например сваркой, а с другой стороны — верхним 8 и нижним 9 вкладышами, имеющими отбортованньче с обеих сторон края 10. На нижнем вкладыше имеется выемка 11 для соединительного болта 12 с гайкой 13 и шайбой 14, обеспечивающего соединение, центрацию и предотвращение пе- so ремещения подшипников вместе с вкладышами как в осевом направлении, так и вокруг оси при ее вращении. На оси кареточного узла на жестко закрепленной втулке 15 установлена с помощью заклепок 16 ведущая: звездочка 17 привода велосипеда. В корпусе имеется постоянный зазор 18, который принимается больше диаметра шатуна. Подшипники скольжения выполнены в виде двух идентичных частей, установленных в осевом направлении по плоскостям прилегания с зазором 19, а на каждой из частей для центрации имеется глухое отверстие 20 и щип 21.

Кареточный узел педального привода велосипеда работает путем вращения оси 4 в разъемных подшипниках 3 через шатуны

5 и оси 6 педалей. С оси 4 крутящий момент через жестко закрепленную втулку 15 заклепки 16 передается на звездочку 17 привода велосипеда. Разъемные подшипники

3 при вращении оси 4 удерживаются от осевого смещения с одной стороны торцовыми поверхностями втулок 7, а с другой стороны отбортованными краями 10 верхнего 8 и нижнего 9 вкладышей. Центрация кареточного узла и постоянное расположение звездочки 17 относительно оси симметрии велосипеда обеспечивается соединительным болтом 12 с гайкой 13 и шайбой 14 через выемку 11 во вкладыше 9.

Сборка кареточного узла состоит из установки на оси 4 с закрепленными на ней жестко втулками 7 и 15 ведущей звездочки

17, правой и левой педалей на осях 6, сборки частей подшипников 3 и верхних 8 и нижних 9 вкладышей. В таком состоянии карточный узел вводится в горизонтальном положении в корпус 1, при этом шатун 5 в вертикальном положении свободно проходит через зазор 18. После этого вставляется соединительный болт 12 и закрепляется через шайбу 14 с помощью гайки 13. По мере затягивания гайки 13 стягивается корпус 1 и выбираются все зазоры, при этом шипы 21 половин подшипников 3 входят в отверстия 20. Зазор 19 по плоскостям прилегания идентичных верхних и нижних частей подшипников 3 и между шипами 21 и отверстиями 20 обеспечивается конструктивно. Затяжку болта 12 регулируют таким образом, чтобы обеспечить свободное вращение оси 4 в подшипниках 3. По мере износа частей подшипников 3 производят дополнительную подтяжку гайки 13 болта 12, чем устраняется образовавшийся люфт.

Верхний вкладыш 8 и подшипники 3 от вращения удерживаются силами прижатия и трения. Точность и качество сборки обеспечивается точностью изготовления деталей в пресс-формах, штампах и кондукторах.

Использование предлагаемого кареточного узла позволяет облегчить его монтаж, а также увеличить срок службы за счет обеспечения возможности регулировки подшипников у потребителей по мере износа.

Формула изобретения

l. Кареточный узел педального привода велосипеда, содержащий корпус, жестко сое931574

Составитель В. Ионова

Редактор Н. Чубелко Техред А. Бойкас Корректор С. !Цомак

Заказ 3640/23 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 диненный с рамой велосипеда, расположенные в корпусе подшипники скольжения, выполненные разъемными в осевой плоскости и охватывающие ось кареточного узла, выполненную за одно целое с шатунами, и ведущую звездочку привода, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы за счет обеспечения возможности регулировки подшипников и упрощения монтажа, корпус выполнен в виде хомута, а подшипники скольжения зафиксированы с одной стороны жестко закрепленными на оси распорными втулками, а с другой — отбортованными вкладышами, причем на нижнем вкладыше выполнена выемка для центрации соединительным устройством.

2. Узел по и. 1, отличающийся тем, что подшипники выполнены в виде двух идентичных частей, установленных по плоскостям прилегания с зазором и имеющих отверстие и шип.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР !

О № 211342, кл. В 62 М 3/00, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 180100, кл. В 62 M 3/00, 1965 (прототип).