Способ управления рабочим торможением шахтной подъемной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы иэобретеиии
В.A. Мурзин и В.И. Самуся (7l) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ТОРМОЖЕНИЕМ
ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАИИНЬ3
Изобретение относится к шахтному подъему, а более конкретно к управлению торможением шахтных подъемных машин.
При резком включении машинистом рабочего тормоза вследствие приложения максимального значения тормозного момента с максимальной скоростью его нарастания может быть набегание подъемного сосуда на канат, что опасно большими динамическими нагрузками на элементы подъемной машины и возможностью обрыва подъемного сосуда.
Известен способ управления процессом торможения подъемников и устройство для осуществления этого способа, характеризуемый трехступенчатым диапазоном изменения .скорости, причем на второй ступени торможения величина скорости подъемника постоянна. Способ и устройство позволяет снизить расстояния, проходимые с замедленной скоростью 1 1).
Однако этот Способ не позволяет получить необходимую зависимость из" менения тормозного момента для обеспечения безопасного замедления подьемного сосуда из условий набегания его на канат при недопустимых действиях машиниста в режиме рабочего тор. можения, вследствие которых может быть приложено максимальное значение тормозного момента с максимальной скоростью его нарастания.
Известно также взрывобезопасное электрогидравлическое устройство для управления рабочим и предохранительным приводом тормоза шахтных подьtS емных установок с одним тормозным цилиндром, которое выполнено в сочетании взрывобезопасного электрогидравлического регулятора давления
20 для рабочего торможения и вэрывобезогюсного электрогидроусилителя дпя предохранительного торможения установленных раздельно йа выходах устройств, скомпонованных и связан3 93163 ных в одну систему посредством зашунтированных пружинных клапанов, смонтированных раздельно на сливах иэ электрорегулятора давления и из электрогидроусилителя (23.
Однако известное устройство, реализующее один из возможных способов управления рабочим торможением шахтных подъемных машин, не позволяет получить характеристику тормозного 10 момента, обеспечивающую безопасную эксплуатацию рабочего тормоза. Это объясняется тем, что величина тормозного момента на всем пути торможения возрастает и значение его может стать 1 большим, чем допускается иэ условий набегания подъемного сосуда на канат. .Если скорость нарастания тормозного момента уменьшить так, чтобы величина тормозного момента не превышала
20 допустимой по условиям набегания подъемного сосуда на канат, то значение замедления подъемной машины может оказаться меньшим, чем это требуется и возникает опасность пере25 подъема.
Известен способ управления рабочим торможением шахтной подъемной машины, согласно которому торможение производят в несколько ступеней пу30 тем изменения тормозного момента в соответствии с заданной программой f3) .
Однако этот способ также не псзволяет получить необходимую зависимость изменения тормозного момента для обеспечения безопасного замедления из условий набегания подъемного сосуда на канат.
Цель изобретения - повышение беао зопасности работы подъемной машины.
Эта цель достигается тем, что на первой ступени тормозной момент увеличивают до величины, соответствующей условиям ненабегания подъемного сосуда на канат, на второй ступени оставляют его постоянным и равным его максимальному значению на первой ступени до останова подъемной машины, а на третьей ступени увеличивают без ограничения скорости его нараста- 0 ния до максимального значения, соответствующего стопорению подъемной машины.
На фиг. 1 даны диаграммы изменения скорости тормозного момента; на фиг. 2 - блок-схема устройства управления рабочим торможением шахтных подъемных машин.
7 ф
На первой ступени интенсивность нарастания тормозного момента ограничивают эадатчиком интенсивности из условий ненабегания подъемного сосуда на канат. При этом значение тормозного момента увеличивают от нуля до величины М . Интенсивность нарастания и максимальную величину тормозного момента М1 на первой ступени определяют для каждой конкретной подъемной установки расчетом.
Характеристика тормозного моментб на этой ступени соответствует участку
I кривой.
На второй ступени величину тормозного момента оставляют постоянной и равной ее максимальному значению М на первой ступени. Продолжительность второй ступени определяется от конца периода нарастания тормозного момента на первой ступени до останова подьемной машины (участок 11 кривой).
На третьей ступени задатчик интенсивности отключают и интенсивность нарастания тормозного момента до его максимального значения не ограничивают (участок Ш кривой).
Практически предлагаемый способ. реализуется применением блок-схемы устройства управления рабочим торможением. Напряжение задания тормозного момента с тормозного командо-аппарата 1 через эадатчик 2 интенсивности поступает на регулятор 3 давления, который управляет приводом рабочего тормоза 4 подъемной машины
5. Информация о скорости движения и замедления подъемной машины 5 выбирается датчиком 6 скорости и датчиком
7 замедления, кинематически связанным с органом навивки подъемной машины 5. Эта информация служит управляющим сигналом для задатчика 2 интенсивности.
При остановленной подъемной машине 5 сигнал от датчиков 6 скорости юступает на задатчик 2 интенсивносги, который в этом случае не оказывает влияния на характер изменения и величину напряжения на регулятор
3 давления.
При движущейся машине датчик 6 скорости включает задатчик 2 интенсивности, который ограничивает скорость нарастания, величину напряжения на регуляторе 3 давления, и, соответственно, тормозной момент таким образом, чтобы обеспечить замед5 931637 ление подъемной машины 5 не выше допускаемого из условий набегания подъемного сосуда на канат. Для каждой конкретной подъемной установки величина этого замедления определя» ется расчетом. Если замедление выходит за допустимые пределы, датчик
7 замедления корректирует через задатчик 2 интенсивности напряжение задания тормозного момента, поступа- щ ющее на регулятор 3 давления.
При останове подъемной машины датчик 6 скорости посылает сигнал на отключение задатчика 2 интенсив,ности и напряжение с тормозного командо-аппарата 1 без изменения подается на регулятор 3 давления, вследствие 4его прикладывается максимальный тормозной момент, необходимый при стопорении, беэ ограничения скорости его нарастания.
Если на любой ступени значение тормозного момента не выходит за пределы, допускаемые критической диаграммой, то схема ограничения тормозного момента не вмешивается в управление приводом рабочего тормоза подъемной машины.
Реализация предлагаемого способа управления рабочим торможением шахтных подъемных машин способствует повыше,нию безопасности эксплуатации шахтных подъемных установок при рабочем торможении из условий ненабегания поаъемного сосуда на канат. формула изоб 1етения
Способ управления рабочим торможением шахтной подъемной машины, согласно которому торможение производят в несколько ступеней путем изменения тормозного момента в соответствии с заданной программой, о тл и ч а ю шийся тем что с целью повышения безопасности работы подъемной машины, на первой ступени тормозной момент увеличивают до величины, соответствующей условиям ненабегания подъемного сосуда на канат, на второй ступени оставляют его постоянным и равным его максимальному значению на первой ступени до останова подъемной машины, а на третьей ступени увеличивают беэ ограничения скорости его нарастания до максимального значения, соответствующего сто" порению подъемной машины.
Источники информации, принятые во вниманив hpM экспертизе
1. Патент франции И 2364847„ кл. В 66 В 1/32, 1978, 2. Авторское свидетельство СССР
Ю 176664, кл. В 66 0 5/30, 1964.
3. Авторское свидетельство СССР
N 611845, кл. В 66 В 1/32, 1976 (прототип).
931637
<Риг.2
Составитель Г. Станишевская
Редактор П. Макаревич Техред М. Надь, Корректор Г. Orap
Заказ 3650/26 Тираж 936 -Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4