Клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

in 93198Î .

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28. 08.80 (21) 2975565/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)M. Кл.

F 04 0 гЭ/00

F 16 К 3/04

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 30 Я5.82. Бюллетень Рй 20

Дата опубликования описания 30. 05.82 по деизм изобретений и открытий (53) УД К 621. 671 (088.8) С.И.Пресняков и М.А.Шведов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (541 КЛАПАН

Изобретение относится к гидромашиностроению, более конкретно к конструкциям клапанов, преимущественно устанавливаемых на выходе центробежных насосов.

Известен клапан, содержащий расположенные в корпусе седло и взаимо-. действующую с ним заслонку, связанную с направляющей (1).

Недостатком этого клапана является неравномерное прижатие заслонки к седлу и ее вибрация, что вызывает повышенный износ контактирующих по-.верхностей седла и заслонки, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является клапан, содержащий расположенные в корпусе седло и взаимодействующую с ним поворот-, ную заслонку, связанную с направляющей,,снабженной гидравлическим .тормозом, и соединенную посредством рычага с закрепленным в корпусе шарнирод (21.

2, Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность.

Цель изобретения - повышение надежности клапана.

Поставленная цель достигается тем, что шарнир имеет сферическую форму, а рычаг установлен с возможностью осевого перемещения и снабжен охватывающей шарнир вилкой, причем шарнир расположен от оси направляющей на расстоянии, превышающем расстояние от шарнира до оси седла.

На фиг.1 представлен клапан, продольный разрез, на фиг.2 — сечение.

А-А на фиг.1.

Клапан содержит расположенные в корпусе 1 седло 2 и взаимодействуюцую с ним поворотную заслонку 3, связанную с направляющей 4, снабженной гидравлически тормозом 5 и соединенную посредством рычага 6 с зак". репленным в корпусе 1 шарниром 7.

Шарнир 7 имеет сферическую форму, а рычаг 6 установлен с возможностью

3 9319 осевого перемещения и снабжен охватИвающей шарнир 7 вилкой 8, причем шарнир 7 расположен от оси направляющей 4 на расстоянии L<, превышающем расстояние L от шарнира 7 до оси седла 2. Направляющая 4 перемещается в полости 9 корпуса 1 и взаимодействует с пружиной 10. Направляющая 4 имеет дроссельное отверстие ll, соединяющее полость 9 корпуса 1 с полос-to тью 12 трубопровода 13 за поворотной заслонкой 3, которая отделяет полость 12 от полости 14 трубопровода 13.

Величина осевого перемещения а рычага 6 относительно шарнира 7 состав- ts ляет (0,012 - 0,4)0, где D - диаметр выходного отверстия седла 2.

При таком соотношении размеров обеспечивается беспрепятственный поворот заслонки 3 без задевания за седло 2. 2о

Клапан работает следующим образом.

При остановленном насосе (не показан) давление в полости 12 выше, чем в полости 14, к которой подключен напорный патрубок .насоса, и заслонка 3 плотно прижата к седлу ? действием пружины 10 и перепадом давления жидкости. При пуске насоса давления в полости 14 под заслонкой 3 постепенно повышается и в определенный ЗО момент сила, действующая на йее снизу, превысит силу, действующую сверху. Это приводит к тому, что левый край заслонки 3 приподнимается на величину а и вилка 8, скользя по шар-3g ниру 7, упирается в корпус l. Затем заслонка 3 поворачивается относительно сферического шарнира 7, при этом направляющая 4 перемещается вверх, сжимая пружину 10 и вытесняя жидкость40 из полости 9 через дроссельное отверстие 11. Подъем и поворот заслонки 3 происходит медленно и плавно, 80 4 без рывков и резких сбросов давления. При остановке насоса давление в полости 14. трубопровода 13 уменьшается и заслонка 3 под воздействием пружины 10 опускается на седло 2, поворачиваясь относительно шарнира

7. Жидкость иэ полости 14 трубопровода 13 через отверстие ll поступает в полость 9, заполняя объем, освобождаемый при перемещении направляющей 4 вниз. На последнем этапе закрытия заслонка 3 плавно смещается вдоль оси седла 2 на величину а и без удара садится на седло 2.

Предлагаемые усовершенствования существенно повышают надежность работы.

Формула изобретения

Клапан, содержащий располоменные в корпусе седло и взаимодействующую с ним поворотную заслонку, связанную с направляющей, снабменной гидравлическим тормозом, и соединенную посредством рычага с закрепленным в корпусе шарниром, о т л и ч а юI шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, шарнир имеет сферическую Форму, а рычаг установлен с возможностью осевого перемещения и снабжен охватывающей шарнир вил— кой, причем шарнир расположен от оси направляющей на расстоянии, превышающем расстояние от шарнира до оси седла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Германии Р 605157, кл. 47 g 8, опублик.1934.

2. Авторское свидетельство СССР

N 404989; кл. F 16, K 3/04, 1972.

932980 е

Составитель Г.Богомольный

Техред M. Tenep корректор В.Бутяга

Редактор А. Власенко

Заказ 3699/43 Тираж 671

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óõãoðoä, ул.Проектная,4

Подписное