Регулируемый клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАйИ
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
32047 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 1807.79 (21) 2799601/25 с присоединением заявки М9 (23) Приоритет
Опубликовано 300582. Бюллетень N
Дата опубликования описания 300
M К з
F 16 К 1/22
Госуларственный комитет
СССР но лелам изобретений и открытий
УДК 621 . 6 46 (088. 8) 1
В.Н. Потин, Л.Н. Сухарев н Б;И. Ульянов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) р)1 УЗЩрЯ0ЩИЯ КЛЛПАИ
Изобретение относится к арматуротроению.
Известны запорные устройства, выполненные в виде поворотной заслонки, на наружном конце оси которой уста.новлена пластина с прорезью, ограничивающая угол поворота заслонки (1).
Однако известное устройство имеет определенный угол поворота заслонки,что исключает воэможность его регу-. лирования.
Наиболее близким .по технической. сущности к предлагаемому является регулируемый клапан, выполненный в виде заслонки, жестко закрепленной в корпусе на поворотном валу, к наружному концу которого прикреплен рычаг, размещенный между двумя перемещающимися фнксируемьвии упорами (2} . Известное устройство исключает ,возможность точной фиксации заслонки в любом угловом ее положении.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение удобства эксплуатации устройства. указанная цель достигается тем, что на наружной боковой поверхности стенки корпуса неподвижно закреплена, выполненная в виде дуги окружности, направляющая,. на которой установлены упоры, выполненные в виде хомутов со стопорили винтами.
На фиг.l представлен клапан,разрезу на фиг.2 - рычаг с направляющей и упорамиу на фиг.3 — разрез
A-A на фиг.2; на фиг.4 — клапан, вид с торца1 на фиг.5 — узел 1 на фиг, 4 °
Ъ
В корпусе 1 на полуосях 2 и 3 установлена поворотная заслонка
{створка) 4, нижняя часть которой имеет большую длину, чем верхняя, общая длина створки 4 равна высоте поперечного сечения корпуса 1. Соответственно полуоси 2 и 3 установлены вьше середины боковых стенок корпуса 1. Полуось 3 вращается во втулке 5 и имеет хвостовик 6, например, квадратный для жесткого крепления полуоси 3 рычага 7.
К боковой стенке корпуса крепится направляющая, выполненная в виде дуги окружности (например из полосовой стали) при помощи угольников
8, на которой закреплены перемещаемые по направляющей 9 по обе стороны от свободного конца рычага 7 и фиксируемые в заданных положениях, 932047 например винтами, упоры 10 и 11
{фиг.3).
B рычаге 7 выполнена направляющая прорезь, вдоль которой может перемещаться груз 12, фиксируемый, например винтом 13 (фиг.2 и 5). Ось симметрии рычага 7 лежит в плоскости створки 4, поэтому угол P поворота створки 4 и рычага 7 один и тот же.
На поверхности боковой стенки рядом с направляющей 9 и на рычаге . 7 нанесены соответственно шкалы отсчета угла ч поворота створки 4 и рычага 7 и отсчета смещения 0 груза
12 вдоль рычага 7.
Устройство работает следующим образом.
Прн включении источника, например воздушного потока, под его напором створка 4 поднимается на угол Ч определяемый положением упора 10, до которого поднимается синхронно рычаг 7. При выключении источника створка 4 занимает первоначальное положение, перекрывая канал. При этом выполняется функция устройства как клапана в одном режиме работы.
Выбор положения упора 10 зависит от режима работы источника требуемых условий эксплуатации клапана и магистрали, в которой он установлен.
При данной мощности Р источника для обеспечения, например максимального потока в канале, необходимо, чтобы выполнялось условие Ч = 90
В соответствии с этим требованием и упор 10 должен быть смещен в верхнее крайнее положение. В. зависимости от мощности Р и сечения канала магистрали по таблице, составленной по результатам предварительно проведенного экспериментального исследования, определяется вес груза 12 и его смещение В на рычаге 7. После этого либо установленный груз смещается на величину 0, либо он заменяется другим и смещается на другую требуемую величину, либо он снимается с рычага 7 совсем. В любом случае здесь необходимо обеспечить больший напор потока по сравнению с противодействием створки
4 и раскрытие .створки до 9> = 90.
Для обеспечения заданного расхода воздуха в канале упор 10 смещается на соответствующий угол Ф . Для брльшей точности регулировки при малой мощности P рычаг 7 может быть продлен за ось и на образованном таким образом втором плече 14 рычага может быть установлен дополнительный сменный груз, перемещаемый и фиксируемый на плече 14 так же, как и на первом плече рычага 7 (второе плечо 14 показано на фиг.2, 4 и 5 пунктиром).
Перемещая упор 10 и комбинируя положения и веса грузов на рычаге, можно по разному менять угол Ч, а значит и расход воздуха при самых разнообразных режимах, в том числе и временных (напрнмер, путем изменения скорости поворота). При выклю-! чении источника исчезает напор на створку и она опускается до тех пор, пока рычаг 7 не дойдет до упора 11.
Положением упора 11 можно регулировать допустимый уровень минимального расхода воздуха ° Например, если мощность P настолько мала, что напор не сможет поднять створку (даже при снятом с рычага грузе), то, установив упор 11 на заданный угол можно обеспечить принудительное раскрытие створки и прохождение воздуха от источника через канал в предлагаемом устройстве.
Функцией упора 11 является также обеспечение невозможности прохождения воздуха в канале в обратном направлении при крайнем нижнем положении упора 11: при возникновении в магистрали давления, а значит и напора воздуха, большего, чем мощность
Р источника (например, s аварийной ситуации магистральной сети или при выключенном источнике) створка опускается вниз, рычаг доходит до упора
ll, и створка перекрывает полностью сечение канала.
Помещая упоры 10 и ll в разные положения, можно регулировать обе границы диапазона изменения расхода воздуха, проходящего через устройство.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в упрощении конструкции и повышении удобства эксплуатации.
5
10 (5
Формула изобретения
Регулирующий клапан для напорной магистрали, выполненный в виде поворотной заслонки, жестко закрепленный на пбворотном валу в корпусе, к наружному концу которого прикреплен рычаг„ размещенный между двумя перемещающимися фиксирующими упорами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения удобства эксплуатации, на наружной боковой поверхности стенки корпуса неподвижно закреплена выполненная в виде дуги окружности направляющая,на которой установлены упоры, выполненные в виде хомутов со стопорньму винтами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Патент CfllA 9 2200915, кл. 137-519, опублик. 1940 °
2. Авторское свидетельство СССР
9 430257, кл. F 16 К 1/22, 1971 (прототип).
932047
2 1 фиа2
ФиеЗ фие.Ф
Заказ 370б/47
Составитель Ю. Апяев
Редактор К. Ковальчук ТехредМ. Рейвес КорректорЛ. Вокшан
Тираж 981 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений н открытий
113035, Москва, й-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4
Я