Волновой вариатор скорости для привода двухвалковой дробилки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и) 933108
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Сецнапнстичесинк ресвубпни (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) 3assaeeo 13. 06. 80 (21) 2942882/29- 3 с присоединением заявки М (23) П риорнтет
Опубликовано 07.06.82. Бюллетень М21
Дата опубликования описания 07.06.82 (Sl)M. Кд.
В 02 С 4/42
F 16 Н 15/00
5кудаустюный квиитет
СССР ао далай взебретенкй н вткрытвй (3) ЮК621,926 .4(088,8) 1
Н.Г.Картавый, Е.А. Степанов, А.Д.Бардовский;, Г.И.Бандаевский,Г.А. Доброборский,А.А.Жуков.-, Е.И.Жданов и А.В.Пушкарев (72) Авторы изобретения
Московский ордена Трудового Красного Знамейи горный институт и Всесоюзный научно-исследовательский : институт соляной промышленности (71) Заявители (54) ВОЛНОВОЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ ДЛЯ ПРИВОДА
ДВУХВАЛКОВОЙ ДРОБИЛКИ
Изобретение относится к дробиль" но-размольному оборудованию с ре-. менным приводом и большим моментом двигателя при запуске, а также к другим машинам подобного типа.
S, Известен привод от электродвигателя к валкам дробилки с помощью редуктора и карданных валов (1 f.
Недостатком известного привода дробилки является незащищенность от технологических перегрузок ввиду применения жесткой механической трансмиссии нефрикционного типа, а также нерегулируемость процесса пуска дробилки при наличии значительной инерционности исполнительного органа - металлоемких валков большого диаметра, что обуславливает применение электродвигателей завышенной установочной мощности при неиспользуемой полностью номинальной мощности.
По своей технической сущности наиболее близким к изобретению является волновой вариатор скорости для привода двухвалковой дробилки, со- дерЖащий ведущий вал, жесткие колеса с корпусом, ведомый щкив, натяжной ролик,, гибкий элемент и многороликовый генератор волн с двухступенчатой соосной планетарной зубчатой передачей, эпициклы которой совмещены с жесткими колесами, а оси сателлитов одной ступени шарнирно соединены с осями сателлитов другой ступени через оси роликов генератора волн (2 J.
Преимуществом вариатора является возможность обеспечения плавного запуска и торможения инерционного механизма, например дробилки с тяжелыми валками. К недостатку относится в целом низкая тяговая способность плоскомерной передачи, которая еще больше уменьшается при разгоне инерционного механизма в связи с умень- . .шением суммарной дуги обхвата ремнем жесткого колеса при увеличении радиуса роликов генератора. Это при-
933108 ф емлемо при запуске машины, но совершенно не обеспечивает работы машины с полной загрузкой в стационарном режиме работы.
Целью изобретения является повышение тяговой способности и безопасности обслуживания в стационарном режиме работы.
Указанная цель достигается тем, что в волновом вариаторе скорости для привода двухвалковой дробилки, содержащем ведущий вал, жесткие колеса с корпусом, ведомый шкив, натяжной ролик, гибкий элемент и многороликовый генератор волн с двухступенчатой соосной планетарной зубчатой передачей, эпициклы которой совмещены с жесткими колесами, а оси сателлитов одной ступени шарнирно соединены с осями сателлитов другой ступени через оси роликов генератора волн, гибкий элемент снабжен силовой ч передачей с гибкой связью, ведущий шкив которой выполнен в виде диска и охватывающего его венца с возможностью вращения одного относительно другого, при этом диск свободно установлен на ведущем валу, а венец— с возможностью сцепления с ведущим валом посредством конических колодок, закрепленных на осях роликов 1генератора волн.
Кроме того, гибкий элемент может быть выполнен сдвоенным, а диск может быть снабжен радиальными вырезами для свободного размещения осей роликов генератора волн.
На фиг.l изображен вариатор скорости для валковой дробилки с ременным приводом, вид спереди; на фиг. 2 - вариатор скорости привода с рабочими валками и межвалковой трансмиссией дробилки, вид сверху; на фиг. 3 — принципиальная схема вариатора скорости; на фиг. 4 - принципиальная схема регулируемой гибкой связи; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 3; на фиг. б - разрез Б-Б на фиг.3.
Вариатор скорости для временного привода состоит из следующих основных узлов (см. фиг.l и 2): жестких колес 1 с корпусом 2, ведомого шкива 3, установленного на валу .4 быстроходного вала 5, натяжного устройства 6 и многороликового генератора
7 волн, объединенных гибкой связью ремнями 8. Ролики 9 генератора волн соединены с ведущим валом 10 через планетарные редукторы ll и 12. Вал
10 связан с электродвигателем 13 муфтой 14. Гибкая связь снабжена силовой зубчато-ременной передачей
15 с венцом ведущего шкива 16 и ведомым шкивом 17, Быстроходный валок 5 и тихоходный валок 18 кинематически связан зубчатой передачей 19.
1в Оси 20 роликов 9 генератора волн шарнирно связаны с осями 21 и 22 соседних сателлитов 23 и 24 с помощью двух наклонных поводков 25 и 26 см. (см. фиг. 3 и 4 ), так, что каждая пара роликов подвешена с помощью шарнирного "ромба" б, О О О, . Солнечные колеса 27 и 28 планетарных механизмов закреплены на ведущем валу 10.
Один из эпициклов 29 закреплен неподвижно, а второй эпицикл 30 выполнен полноповоротным и соединен с корпусом 2 самотормозящейся червячной передачей 31.
Жесткие колеса 1, генератор 7 волн и ведомый шкив 3 с натяжным устройством 6, объединенные гибкой связью. ремнями -8 (клиновым ремнем), представляют собой волновую ременную передачу, которая дополнена силовой зо зубчато-ременной передачей 15. Ведущий шкив этой передачи выполнен в виде венца ведущего шкива 16 и промежуточного диска 32, на внешней цилиндрической поверхности которого запрессован вкладыш 33. Венец веду35 щего шкива 16 и диск 32 имеют возможность вращения одного относительно другого. Венец ведущего вала 16 имеет возможность кинематического соединения с этим валом с помощью о конических колодок 34 (см. Фиг 5) закрепленных на осях 20 роликов 9.
Диск 32 свободно на подшипниках 35установлен на валу 10 и снабжен радиальными вырезами для прохода осей
20. Ведомый шкив 1у зубчато-ременной передачи закреплен на валу 4 быстроходного валка 5.
Волновая ременная передача выполнена сдвоенной, т.е. с двумя рядами роликов 9, двумя жесткими колесами 1, ремнями 8, подпружиненными ведомыми шкивами 3.
Ведомые шкивы 3 и жесткие колеса 1 представлены парными коническими дисками.
Червячная передача 31 соединена с типовым сервомеханизмом 36 управле«ия пуском и торможением дробил5 9331 ки, включающим реле выдержки времени (см. Фиг.l).
Возможный вариант установки электродвигателя показан на фиг.l в положении 37.
Вариатор скорости работает следующим образом.
Перед пуском дробилки ролики 9 (см. фиг. 4) не выступают за пределы радиуса обката.жесткого колеса 1 10 (т.е. Ко = R +2 ) соответственно колод,ки 34 не контактируют с ведущим шки вом 16 силовой зубчато-ременной передачи 15. Вкив 16 свободно опирается на диск 32. 15
При включении электродвигателя 13 начинает вращаться ведущий вал 10 с угловой частотой (Ю дв. Одновременно с помощью планетарных редукторов 11 и 12 получает вращение генератор 7 zp волн с угловой частотой cOg.. При этом срабатывает реле времени сервомеханизма 36 (см. Фиг.l), который начинает вращать червячную передачу 31.
Вследствие этого водила планетарных 25 механизмов получают относительный поворот сближением шарниров Og и О (см. Фиг.4) и увеличением диагонали ромба 0 0 (радиуса Й). В результате при вращении генератора 7 волн ролики 9 деформируют клиновые ремни 8 и заставляют их перекатывать ся по жестким колесам обката с медленной, но нарастающей скоростью.
Ремни 8 приводят во вращение ведомые шкивы 3 с угловой частотой (б р .
Передача 15 работает вхолостую. Таким образом происходит управляемый разгон (запуск ) тяжелых валков 5 и 18 дробилки, до тех пор, пока шарнир 0 (сп.фиг. 4) не займет крайнего верхнего положения. Угловая частота UUgy достигает номинального рабочего значения MJgy. В этот момент ремни 8 перестают касаться жестких колес 1, а конические колодки 34 прижимаются к внутренней расточке венца ведущего шкива 16 зубчато-ременной передачи 15, который с помо" щью зубчатого ремня и шкива 17 про50 должает вращение ведомого вала 4 и номинальной угловой частотой М р .
Реле времени отключает сервомеханизм 36. Червячная передача 31 остановлена и ремни 8 работают вхолостую.
Подбором параметров Rq, Rg(cv. фиг. 1), Y, 1 „, R. и R„, (см. Фиг. 4), а также времени запуска можно добить08 6 ся регулируемого пуска дробилки.
Процесс торможения дробилки происхо" дит в обратном порядке и в течение необходимого времени.
Таким образом, предложенная конструкция вариатора скорости позволяет значительно снизить установочную мощность двигателя, за счет уменьшения пускового момента, а также обеспечить воэможность безопасного обслуживания дробилки за счет регулируемого процесса торможения.
Кроме того, такое выполнение ременного привода позволяет повысить его тяговую способность с помощью дополнительной зубчато-ременной передачи, включаемой колодочным устройством, срабатывающим в момент отключения гибкого элемента при соответствующем увеличении радиуса установки роликов генератора волн.
Формула изобретения
1. Волновой вариатор скорости для привода двухвалковой дробилки, содержащий ведущий вал, жесткие колеса с корпусом, ведомый шкив, натяжной ролик, гибкий элемент и многороликовый генератор волн с двухступенчатой соосной планетарной зубчатой г ередачей, эпициклы которой совмещены с жесткими колесами, а оси сателлитов одной ступени шарнирно соединены с осями сателлитов другой ступени через оси роликов ге. нератора волн, .о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения тяговой способности и безопасности обслуживания в стационарном режиме работы, гибкий элемент снабжен силовой передачей с гибкой связью, ведущий шкив которой выполнен в виде диска и охватывающего его венца с возможностью вращения относительно друг друга, при этом диск свободно установлен на ведущем валу, а венец - с возможностью сцепления с ведущим валом посредством конических колодок, закрепленных на осях роликов генератора волн.
2. Вариатор по п.l, о т л и ч а ю шийся тем, что гибкий элемент выполнен сдвоенным.
3. Вариатор по п.l, о т л ич а ю шийся тем, что диск выполнен с радиальными вырезами для свободного размещения осей роликов генератора волн.
Pvz 2
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ильевич A.Ï. Машины и ооорудование по производству керамики
933108 8 и огнеупоров. М, "Высшая школа", 1979, с. 33. .2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2817216/25-.28, кл. F 16 Н 15/00, 1979 (прототип).
933108 б-б
Составитель В.Губарев
Редактор Г. Прусова Техред 3. фанта
Корректор А. Дзятко
Филиал ППП "Патент.", г. Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 4003/6 Тираж 646 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5